Тридоша: психологические характеристики

Аюрведические конституциональные типы – основа психологического консультирования в системе Аюрведы. Знать основные характеристики этих типов конституции очень полезно: они помогают лучше разбираться в людях и человеческих взаимоотношениях. Следует помнить, что это лишь общие характеристики «чистых» типов: в реальной жизни люди, полностью подходящие под какое-либо из этих описаний, практически не встречаются.

Психологические характеристики конституциональных типов

Вата
Питта
Капха
Вата-питта
Питта-капха
Вата-капха
Вата-питта-капха

Вата

Люди вата-конституции нервозны, склонны к тревоге и страху. Они часто беспокоятся, расстраиваются и волнуются, даже если никаких реальных проблем в их жизни нет. Они часто испытывают неуверенность, что проявляется в постоянной суете и беспокойной подвижности. Им трудно успокоиться и расслабиться, поскольку в их конституции доминирует воздух – стихия ветра. Нередко они сомневаются в себе и в своей способности справиться с ситуацией, а также подвергают сомнению эффективность терапевтических методов и средств, которые могли бы помочь им.

Иногда они берутся за новый метод лечения с чрезвычайным энтузиазмом, но очень скоро воодушевление их покидает, и на смену ему приходят разочарование и отказ от дальнейшей работы. Они склонны часто менять терапевтов, когда те один за другим не оправдывают их надежд на чудесное исцеление. Многие люди вата-конституции оторваны от реальности, и заставить их взглянуть в лицо действительности нелегко. Им следовало бы спуститься с небес на землю и трезво оценить свое состояние и объем усилий, необходимых для излечения.

Для вата-индивидуумов характерно негативное отношение к себе. Они беспокоятся по поводу своих болезней гораздо больше, чем следует, и нередко впадают в ипохондрию. Одним из обязательных элементов терапии при работе с людьми вата-конституции должно быть успокоение ума и сердца. Многие люди ваты ищут не столько глубокого понимания истины, сколько внимания и сочувствия. Им приятно получить совет, но последовательно выполнять рекомендации они не будут. Чтобы измениться по-настоящему, им нужно потратить немало времени и приложить массу усилий. Их самочувствие и образ мысли подвержены колебаниям, подчас очень резким. Поэтому им следует ориентироваться на неторопливое, но упорное продвижение к цели и стремиться к спокойствию ума. Люди вата-конституции ищут комфорт и поддержку, но даже достигнув желаемое, далеко не всегда чувствуют себя в безопасности. Им нравится подолгу рассуждать о своих проблемах, но никакой особой пользы это им не приносит. Лучше всего для них было бы выбрать несколько практических мер для улучшения положения и выполнять задуманное последовательно и неуклонно. Такой подход помогает людям ваты развить реалистическое отношение к терапии и не возбуждает их гиперактивный от природы ум.

Вата-индивидуум может настолько запутаться в своих проблемах, что ему даже не будет хватать времени на их решение. Иногда такие люди ищут внешней поддержки, даже не пытаясь взять ситуацию в свои руки. Им следовало бы уделять основное внимание скорее действиям, чем размышлениям, и стремиться к стабильности, а не к быстрым результатам.

Чтобы обрести равновесие ума, успокоить перевозбужденную жизненную силу и дать отдых своему чувствительному сердцу, человек вата-конституции должен придерживаться четкого распорядка во всех областях жизни. С таким человеком нужно обращаться бережно, как с цветком. Вата-индивидуумы пугливы и сторонятся чересчур напористых людей. К ним нужно подходить с теплотой, но спокойно и решительно, чтобы они почувствовали внешнюю поддержку, но не попали от нее в зависимость.

Питта

Люди питта-конституции полагают, что им уже отлично известно, кто они такие и что они делают. Если у них возникают проблемы, обычно они перекладывают вину на других людей или на обстоятельства. Любые конфликты выводят их из равновесия и воспринимаются преувеличенно остро. Их мышление и эмоции окрашены драматическими переживаниями, связанными с межличностной борьбой. Борьба может переноситься и во внутренний мир. Люди питты вообще склонны воевать сами с собой и легко интернализируют внешние конфликты.

Обладая огненной натурой, они, как правило, агрессивны, критичны, иногда сварливы и могут придерживаться деструктивных схем поведения. Они могут поставить под вопрос компе­тентность врача. Люди питты более других склонны указывать терапевту, что именно тот должен для них делать. Чаще других они реагируют гневно и критично, если лечение проходит не так как они ожидали.

Будучи прирожденными лидерами, представители этого типа уважают авторитет, и на них легко произвести впечатление солидными свидетельствами квалификации. Однако люди, которые могут оказать нам настоящую помощь, далеко не всегда занимают высокое положение в обществе. И для того чтобы получить такую помощь, питта-индивидуум должен стать более восприимчивым. В противном случае он запутается в сетях собственных предубеждений, которые, собственно, и послужили причиной его проблем. Этим людям следует искать не такого врача, который сможет произвести на них впечатление и взять их под контроль, а такого, который станет направлять их доброжелательно, но твердо, отказавшись при этом от участия в столь любезных сердцу питты силовых играх.

Люди питты очень умны и всегда стараются удостовериться в том, что метод лечения, который им предлагают, действительно эффективен. Но им следует обратить свой критичный и проницательный взгляд не на борьбу с другими людьми или с собой, а на выяснение истинных причин своих проблем, которые кроются в их собственном поведении. Они должны пробудить свою врожденную способность к различению, чтобы взять в свои руки бразды правления собственной жизнью. А для этого им необходимо научиться самоанализу и правильному использованию возможностей своего разума.

С людьми огненного типа нужно обращаться тактично и дипломатично. Они не любят выслушивать указания и распоряжения. Терапевт должен взывать к их врожденному уму и здравому смыслу, позволяя им самостоятельно проникнуть в суть проблем. Любая оппозиция пробуждает в них агрессию и только мешает усваивать новое. Людям питты нравится работать сообща, в дружески настроенной команде, все члены которой стремятся к одной конкретной цели. Спокойная, дружелюбная, приятная обстановка усмиряет их огненную природу. Они нуждаются в друзьях, готовых оказать реальную поддержку, и прекрасно сотрудничают с людьми, к которым питают уважение.

Как только человек питта-конституции поймет, что именно нужно сделать и какие усилия для этого потребуются, он, скорее всего, справится с этим лучше, чем представители других типов. Ему легче внести коррективы в свое поведение, чем людям ваты или капхи. Однако он может проявить чрезмерное рвение и даже фанатизм, а потому ему следует соблюдать умеренность и не замахиваться на то, что ему не под силу. Люди питты склонны видеть мир в черно-белом свете. Им следует вырабатывать более уравновешенный подход и проявлять больше такта и дипломатичности в поведении.

Капха

Обладая аморфной и покорной природой воды, люди капха-конституции нуждаются в стимуляции. Мысль о необходимости перемен может поначалу обескуражить их. Они с трудом понимают намеки. И даже если они согласились что-либо предпринять, это еще не значит, что они на самом деле выполнят все, как положено. Чтобы они отказались от своих дурных привычек, иногда на них нужно «нажать». В подходе к ним необходимы сила, решительность и последовательность. До тех пор, пока они не осознают свою проблему достаточно остро, они будут пытаться с ней ужиться.

Недостаточно просто объяснить такому человеку, в чем состоит его проблема и как ее разрешить. Его нужно дополнительно подталкивать, причем неоднократно и регулярно. Иногда невозможно обойтись без суровой критики и строгих предостережений. Перед таким человеком нужно нарисовать яркую картину дурных последствий, к которым ведет его неправильный образ жизни.

Людям водного типа обычно нелегко взяться за дело. Даже после того, как они признают, что необходимо принять какие-то меры, осуществить свои намерения им бывает непросто. Они увязают в болоте своей инертности, никак не решаясь внести в свою жизнь что-то новое. Они склонны к депрессии и к развитию дурных привычек, что мешает им проявить инициативу, необходимую для самосовершенствования. Терапевту не следует утешать и успокаивать таких людей, даже если они ищут утешения. Сентиментальность, с которой они относятся к своему состоянию, – один из факторов, не позволяющих им развиваться.

Большинство проблем капхи возникает от излишней эмпатии и для того чтобы их разрешить, необходимо развивать либо любовь высшего плана, либо непривязанность.

У капха-индивидуумов замедленная реакция, и обсуждать свои проблемы им трудно. Надо позволить им раскрываться постепенно, но в нужные моменты проявлять решительность, чтобы они все-таки это делали. Нужно выманить их из трясины довольства. Избыток информации может сбить их с толку. Лучше давать им конкретные указания, с помощью которых они смогут вносить в свою жизнь определенные и целенаправленные изменения. Следует учесть, что люди капхи склонны возвращаться к прежним дурным привычкам, особенно если этому способствует их окружение.

Чтобы «расшевелить» такого человека, терапевт должен встречаться с ним чаще и взаимодействовать интенсивнее, чем с представителями других типов. Когда первый шаг наконец будет сделан, капха-индивидуум, скорее всего, продолжит работу самостоятельно. Но прежде чем предоставить такого клиента самому себе, обязательно нужно удостовериться, что он сломал старые схемы и установил равновесие на новом уровне. После этого его жизнь потечет гладко и спокойно. К здоровому образу жизни он привыкнет так же легко, как когда-то пристрастился к нездоровому. Трудно только добиться перелома.

Вата-питта

Люди конституции вата-питта обладают непостоянством воздуха и огня. Страх и гнев сочетаются в них непредсказуемым образом. То, что не пугает их, повергает их в бешенство. Они склонны занимать оборонительную позицию и проявлять подозрительность. Внушить им доверие нелегко. От агрессивных схем поведения они легко переходят к защитным, а от самооправданий – к критике в чужой адрес.

В работе с такими людьми требуется изрядная тактичность. Им следует научиться быть терпеливыми с собой. Временами такие люди просто ищут подходящий объект, на который можно излить накопившиеся негативные эмоции. У многих из них запас энергии невелик, а иммунная система слаба (низкий уровень оджаса). По этой причине им трудно выдерживать критику и нуждаются в заботливом, терпеливом и внимательном отношении. Им следует развивать такой образ жизни, при котором они могли бы заботиться о себе сами и, в то же время принимать помощь со стороны. Им необходима поддержка окружения; они должны позволять другим людям разделять бремя их забот.

Обычно представители этого типа очень умны, и как только они почувствуют, что попали в спокойную, дружелюбную обстановку они могут принять и эффективно применять показанные им терапевтические средства. Однако их природное непостоянство всегда может дать о себе знать, и этого следует остерегаться. Они должны придерживаться последовательного, но мягкого режима и избегать излишеств. На пользу им пойдет заботливая материнская сила (капха), помогающая развить основательность.

Питта-капха

Люди конституции питта-капха обладают и энергией (огонь), и стабильностью (вода), и, как правило, они физически сильнее других типов. Они отличаются хорошей сопротивляемостью и, как правило, крепким здоровьем. Обычно они вполне довольны собой и своими поступками. Ум у них также весьма устойчив, и к психотерапевту они обращаются реже других, – разве что им не повезло в жизни.

Однако представителям этого типа недостает приспособляемости и гибкости (воздух). Они стремятся к власти и контролю. Как правило, они консервативные собственники. В конечном счете, это ведет к разочарованиям и страданиям, потому что большая часть жизни все равно им неподконтрольна. Многие из них с годами сильно сдают, особенно если потерпят неудачу в каком-то крупном проекте. Но нередко подобные неудачи оказываются для таких людей скрытыми подарками судьбы, помогая им обратить взор в глубины своей души.

Во внешнем мире люди этого типа могут преуспевать, но освоить духовные практики им будет нелегко до тех пор, пока они разовьют в себе легкость, непривязанность и смирение. Им необходимо проявлять активность, развивать творческие способности и пробовать силы в новых предприятиях (иначе говоря, разбавлять прану). Они должны научиться не останавливаться на достигнутом и не поддаваться на соблазн власти и господства. Взявшись за лечение, они будут хорошо выполнять все предписа­ния, если только не привяжутся к собственным успехам. Чтобы этого не случилось, терапия должна быть достаточно разнообразной и не должна восприниматься как путь к очередному достижению или приобретению.

Вата-капха

Людям конституции вата-капха недостает энергии, мотивации, страсти и энтузиазма. Даже если они очень хотят достичь какой-либо цели, им просто не хватает для этого огня. Нередко среди них встречаются слабые, пассивные, зависимые, гиперчувствительные особы с чрезмерно акцентированной иньской энергией. Они соглашаются с тем, что им говорят, но для того, чтобы претворять полезные советы в жизнь, у них недостаточно сил. Эти люди нестабильны как эмоционально, так и ментально (неуравновешенная нервная система); они легко расстраиваются или пугаются. Личность их аморфна или переменчива, как окраска хамелеона; они выглядят такими, какими их хотят видеть окружающие. Способности к различению и суждению у них развиты слабо. Нередко эти люди идут на поводу у ложных ассоциаций и поддаются всевозможным эмоциональным влияниям.

Но у представителей этого типа тоже есть свои достоинства. Они чувствительны и скромны, легко приспосабливаются к новой обстановке. Они могут быть чрезвычайно артистичными, обладать богатым воображением и творческими способностями. Они участливы и внимательны. Они не агрессивны и никому не желают зла, а в своих проблемах винят только себя. Однако эти люди склонны к наивности, и им нужно более трезво оценивать других людей и мотивы их поступков. Кроме того, им следует проявлять осторожность, не позволяя собой помыкать, иначе окружающие будут их эксплуатировать. Необходимо проявлять большую настойчивость и бороться со своими страхами.

Люди этого типа хорошо реагируют на благожелательное, но твердое отношение. Однако соблюдать постоянство в своих реакциях им нелегко. Им следует развивать в себе ясность видения, твердость мотивации и решительность. Им угрожает опасность попасть в зависимость от терапевта и пристраститься к своим проблемам. Но если они направят свою глубокую чувствительность в верное русло, то смогут достичь внутренних источников любви и милосердия и сами обретут способность к врачеванию.

Вата-питта-капха

Встречаются люди, у которых все 3 биологических начала проявлены примерно в одинаковой пропорции. В работе с ними обычно приходится иметь дело с дошей, вышедшей из равновесия в данное время. Их физическое и психическое состояние меняется в зависимости от того, какая доша преобладает в текущий момент. Поэтому им надо учиться приспосабливаться к переменчивым ситуациям и, в то же время, практиковать целостный подход к гармонизации всей системы «тело-ум». Как правило, в первую очередь следует разбираться с проблемами ваты, поскольку она чаще других дош вызывает проблемы. Во вторую очередь следует разрешить проблемы питты, а проблемы капхи можно оставить напоследок.

Автор: Дэвид Фроули
Источник: книга «Аюрведа и ум: аюрведическая психотерапия»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии