Психотерапия и равновесие

Общий принцип аюрведического лечения заключается в применении терапевтических методов, противоположных природе заболевания. Если, к примеру, у пациента усилилась вата (воздух), то усиливаются и присущие ей качества холодности, сухости, легкости и возбуждения. Это проявляется в таких симптомах, как понижение температуры конечностей, сухость кожи, запоры, потеря веса или бессонница. Чтобы справиться с этими расстройствами, необходимо применять методы противоположной природы – сытную питательную диету, массаж с теплым маслом, отдых и техники релаксации.

Тот же принцип применяется и при лечении психических расстройств: используются методы, противоположные природе доши, вызвавшей психический дисбаланс. На санскрите этот психотерапевтический подход называется «пратипакша-бхавана», что переводится как «применение мыслей противоположной природы». Однако дело здесь не ограничивается изменением поверхностных схем мышления. Пратипакша-бхавана – это развитие уравновешенного состояния сознания. Например, если наш ум вышел из равновесия по причине гнева, нужно развивать спокойствие и миролюбивость. А для этого нужно не только обратиться к умиротворяющим мыслям, но и получать умиротворяющие впечатления, визуализировать сцены мирного общения, молиться о ниспослании мира и вести себя миролюбиво со всеми людьми, даже с врагами. Это подразумевает полное изменение стиля жизни.

Наше обусловленное сознание – продукт привычных схем впечатлений, питания и общения с людьми. Схемы, отложившиеся в сознании, подкрепляются нашими действиями и иными формами самовыражения. Какая бы внешняя сила ни создавала нашу обусловленность, мы делаем ее своей, когда выражаем ее. Например, если в детстве я часто сталкивался с проявлениями гнева, то скорее всего, я вырос сердитым человеком. Когда же я сам сержусь, то этот гнев, хотя и внешний по происхождению, становится частью моей натуры и одной из автоматических реакций.

Влияние повседневной жизни оставляет на нас отпечаток. Наше сознание окрашивается им, как ткань, погруженная в краску. Уязвимость сознания для тонких влияний внешней среды создает предрасположенность к определенным установкам, от которых зависит наше психическое благополучие. Пища, впечатления и контакты с людьми, вошедшие у нас в привычку, пропитывают наше сознание своей энергией. Это влияние затрагивает не только сознательные мысли – большая часть его откладывается на уровне подсознания. Этим пользуются авторы рекламных роликов, манипулируя зрителем через его инстинктивные реакции (например, сексуальные). Чтобы нейтрализовать глубоко укоренившиеся тенденции, необходимо противопоставить им влияние противоположной природы, также обращенное к подсознанию, но затрагивающее более возвышенные материи и ведущее к исцелению и обретению целостности.

Чтобы избавиться от пагубных ментальных схем, нужно культивировать противоположный образ мышления, а значит, и противоположный образ жизни. Например, при депрессии следует питаться такой пищей, которая будет придавать силы. Следует открыться живительному влиянию природы – деревьям, цветам, солнечному свету. Следует общаться с творческими и духовными людьми. Ни в коем случае нельзя лелеять мысли о своей подавленности. Напротив, нужно стараться думать о том, что мы полны сил и что наше счастье не зависит ни от кого и ни от чего. А для этого необходимо понять ту часть нашей природы, которая изначально свободна от всяких психологических проблем, – наше глубинное «я».

Согласно ведическому учению, мы от природы добры, милосердны и совершенны. Мы – не что иное, как воплощенное божественности. Однако при контакте с внешними обусловливающими факторами мы упускаем из виду свою изначальную природу. Мы приобретаем ложную, искусственную природу – эго, которое и заставляет нас страдать. Любая наша психологическая проблема – не особенность нашей истинной природы, а внешнее напластование, результат обусловленности; с аюрведическои точки зрения, это не более чем симптом ментального несварения.

Нередко мы естественным образом пытаемся противопоставлять своим психологическим проблемам противоположные влияния, но делаем это неправильно, а потому терпим неудачу. К примеру, в состоянии депрессии мы ищем человека, который мог бы нас приободрить. Если найти такого человека не удается, мы расстраиваемся еще больше. Другой вариант – поиски стимулятора. Мы пьем кофе или алкоголь; мы принимаем антидепрессант. Но такие внешние стимуляторы формируют зависимость, и если мы лишаемся доступа к ним, депрессия усугубляется. Пытаясь бороться со своим негативным состоянием с помощью противоположной ему положительной энергии, мы выбираем правильный метод, но применяем его неверно. Мы полагаемся на такие внешние опоры, которые способны только замаскировать нашу проблему, но не разрешить ее. Мы не участвуем в процессе лечения творчески и сознательно. На самом деле нам следовало бы выработать позитивную энергию в своих собственных мыслях и поведении. Положительные внешние влияния могут приносить пользу, но нужно избегать тех воздействий, которые вызывают пристрастие или зависимость.

Развитие уравновешенного психического состояния не следует путать с обычным позитивным мышлением. Это нечто большее. Думать о том, что мы счастливы, когда на самом деле мы страдаем, недостаточно: нужно изменить обстоятельства, заставляющие нас страдать, – в том числе наши собственные мысли и действия. Не следует маскировать мысли о несчастье мыслями о счастье. Нужно утверждать счастье более глубокого характера в самом средоточии своего бытия. Для того чтобы методы уравновешивающей терапии работали эффективно, необходимо знать свойства влияющих на нас объектов.

Автор: Дэвид Фроули
Источник: книга «Аюрведа и ум: аюрведическая психотерапия»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии