Шарира - четвертый аспект жизни

Шарира является четвертым из 4-х основных аспектов жизни (аю), это физическое тело. Оно – не более и не менее чем чудо эволюции, немыслимо сложный инструмент, предлагающий человеку бесконечное разнообразие возможностей в этой жизни. Существует много подходов к его изучению. Знакомая нам западная модель рассматривает тело как объект, состоящий из последовательно уменьшающихся объектов: органов, клеток, органелл, молекул, атомов и субатомных частиц.

Хотя Аюрведа не оспаривает приемлемость такой «объективной» концепции, она рассматривает тело под другим углом зрения. Аюрведа уделяет меньше внимания природе сугубо материальных элементов тела и утверждает, что гораздо полезнее знать принципы, управляющие жизнедеятельностью. Процессы внутри человеческого тела и где бы то ни было во Вселенной объединены едиными динамическими закономерностями. Концептуальная модель, которую Аюрведа предлагает для осмысления законов природы, называется панчамахабхута, или теория 5 основных (великих) элементов.

Теория панчамахабхут служит основанием для всех разновидностей аюрведической диагностики и лечения; благодаря ей на протяжении тысячелетий аюрведические врачи имели возможность успешно обнаруживать и устранять дисгармонию во всех сферах человеческой жизни.

«Чтобы стать врачом, необходимо овладеть совершенным пониманием элементов».
«Чарака Самхита»

Безусловно, для превращения такого понимания в клинический навык требуется существенный практический опыт.

Основной постулат панчамахабхуты состоит в том, что все в физически проявленном мире состоит из 5 фундаментальных блоков, которые мы будем называть «элементы». На Западе большинство людей знают только 4 из них: земля, воздух, огонь и вода. Тем не менее Аюрведа постулирует существование еще одного, 5-го, элемента. Таким элементом является пространство, или эфир. Этот «дополнительный» элемент считается основополагающим из всех 5 элементов.

Элементы, или бхуты, считаются наиболее фундаментальными свойствами проявленного мира. Любопытно, что, несмотря на существование элементов в материальном, видимом мире и на возможность их объективного изучения, они игнорируются современной наукой. Тому есть 2 причины. Первая состоит в том, что по мере роста объектной ориентации современной науки в сфере исследования жизни ее интерес к процессам угас. В результате ей не удалось разработать сколь-нибудь достаточного объяснения принципов, лежащих в основе объектного мира, то есть «законов природы». Последние, в силу своей абстрактной и невидимой природы, с трудом поддаются объективизации. Но если мы не можем физически «пощупать» законы, принимаемые властями для управления обществом, это ведь не означает, что мы не испытываем их влияния!

Если мы приезжаем в чужую страну, мы можем судить о принятых нормах поведения по обращению с нами других людей. Аюрведа изучает невидимые законы природы, используя аналогичный, субъективный подход.

Универсальные организующие принципы Природы в Аюрведе обозначают термином «махабхуты», или «космические элементы». Махабхуты – это эссенция или внутренняя мудрость, которая присутствует внутри каждой бхуты, или каждого элемента, и позволяет этой бхуте проявлять свойственные только ей качества и характеристики. В отличие от бхут у махабхут нет размеров и «выраженности», не бывает физических состояний или каких-либо других физических свойств. В процессе мироздания, по мере его развертывания из вселенского Разума, махабхуты предшествовали бхутам. Они более фундаментальны и всесторонни.

Понять, каким образом элементы играют роль базовых строительных «кубиков» мироздания, без понимания соответствующих организующих принципов (махабхут) невозможно. Именно эти принципы задают функциональные свойства бхут, предопределяя таким образом практическую значимость теории 5 элементов при изучении тела.

Современной науке недостает глубокого понимания природы, поэтому ей не удается проследить связь между процессами в природе и процессами внутри человеческого тела во всей полноте. Напротив, за несколько тысяч лет своей истории Аюрведа пришла к бесспорному выводу, что взаимодействиями элементов в природе и в теле человека управляют одни и те же законы. Наши тела строятся из пищи, которую мы едим, из воды, которую мы пьем, и из воздуха, которым дышим. Все это – суть различные сочетания 5 элементов. Следовательно, может ли быть наша физическая сущность чем-то иным, кроме как сочетанием элементов? Конечно, нет! Мы – порождение природы и ее неотъемлемая часть.

Элементы и последовательность их проявления

Согласно Аюрведе, существует 5 универсальных элементов. Это эфир (пространство), воздух, огонь, вода и земля. Их организующие принципы называются, соответственно, акаш, вайю, агни, яла и притви. Лучше пользоваться санскритскими терминами, так как подобрать точные, соответствующие им русские аналоги невозможно. Если мы будем воспринимать термины буквально, теория 5 элементов потеряет смысл.

В древних текстах сказано, что физическое мироздание проявляется последовательным упорядоченным развертыванием бхут. Другими словами, развертывание элементов происходит не сразу. Они возникают поочередно, от тонких и всеобъемлющих к материальным и ограниченным. Каждый предыдущий элемент по своей природе тоньше последующего и служит для него основанием.

Развертывание элементов

Акаш (пространство, эфир)вайю (воздух)агни (огонь)яла (вода)притви (земля)

Таким образом, первый проявленный элемент – акаш, или эфир. Из 5 элементов акаш – самый вездесущий и наименее плотный. После акаша проявляется вайю (воздух). Он более осязаем, чем акаш, но менее, чем агни. Последними в этой цепочке проявляются яла и притви. Эти элементы, очевидно, еще более плотные, чем их предшественники.

I стадия роста (акаш)
I стадия роста (акаш)

Чтобы понять, каким образом, наблюдая за природой, древние просветленные сделали вывод о существовании махабхут, посмотрим на семя и поразмышляем о процессах, в результате которых оно превращается в дерево. Семя – твердое и маленькое. Если взять его между пальцев и сжать, то мы увидим, что сжать его трудно, потому что оно – плотное. Однако с началом прорастания семя набухает, его плотность уменьшается. Набухание происходит одновременно во всех направлениях. Если сжать набухшее семечко, оно уже меньше сопротивляется давлению. Качества непротивления и всенаправленного расширения являются типичными признаками акаша. Они становятся осязаемыми, так как в семечке нарастает количество пространственности и становится меньше сопротивляющейся материи. Пространственность необходима для развития и роста, поэтому акаш преобладает на I стадии роста всего живого.

II стадия роста (вайю)
II стадия роста (вайю)

В какой-то момент расширение становится направленным. Внутри семени формируется росток. Клетки делятся и перемещаются в конкретном направлении. Это однонаправленное движение происходит под влиянием единой движущей силы, действующей на семя, подобно тому как ветер клонит все деревья в одну сторону. Сила, о которой идет речь,- это вайю, принцип, управляющий движением и направлением.

III стадия роста (агни)
III стадия роста (агни)

Чтобы росток пробился через оболочку и пророс из земли на открытый воздух, в оболочке должен произойти метаболический взрыв. Для этого в семени увеличивается выработка тепла. Начинаются реакции кислотно-щелочного преобразования, происходит изменение рН. Эту фазу роста контролирует агни. Термин «агни» переводится как «огонь». Хотя внутри семени нет физического огня, там происходит нагревание, способствующее метаболической трансформации.

IV стадия роста (яла)
IV стадия роста (яла)

Яла бхута (элемент воды) обеспечивает IV фазу роста семени. По мере развертывания обменных процессов возникает необходимость в перемещении питательных веществ в направлении ростка. Яла управляет разжижением и слиянием. Кроме того, она контролирует механизм роста, под действием которого растение прирастает, клетка за клеткой, орган за органом.

V стадия роста (притви)
V стадия роста (притви)

Наконец, растение, в котором до сих пор преобладали полужидкие ткани, начинает приобретать форму и структуру. Разные части растения насыщаются минеральными элементами, которые конденсируются в уникальной, присущей этому растению форме – в виде ветвей, листьев и т.п. Этой фазой эволюции растения управляет притви, элемент земли. Каждая последующая фаза роста задействует элементы, которые уже работали ранее. К моменту создания формы растения элементом притви другие 4 элемента уже трудятся в теле растения, тесно взаимодействуя друг с другом.

Подобным же образом под влиянием 5 элементов формируется человеческий организм. После осеменения оплодотворенное яйцо начинает делиться. Вначале клетки делятся во всех направлениях, но через небольшой промежуток времени симметрия нарушается, эмбрион вытягивается в длину, начинается дифференцировка слоев – от более внутренних к более наружным.

До момента дифференцировки размножение клеток обеспечивается питательными веществами, заключенными в родительском материале (яйце и сперматозоиде). Однако на стадии, когда размножение клеток становится направленным, возникает необходимость в новом источнике энергии. Теперь эмбрион должен сам преобразовывать сырье, поступающее от матери через пуповину, в питательные вещества. На этой стадии начинается обмен веществ. Питательные вещества, возникающие в результате такого обмена, связываются жидкой средой и переносятся к различным слоям (дермам) и росткам (участкам ростковой дифференцировки). Поток питательных веществ позволяет эмбриону увеличиваться в размерах. Он имеет преимущественно жидкую консистенцию. Однако после 3-го месяца структура и форма эмбриона становятся более определенными. Это – основная причина, в силу которой до 3-го месяца беременности бессмысленно использовать ультразвуковые методы исследования (УЗИ).

Эти примеры помогают иллюстрировать влияние махабхут на жизненные процессы, а также их участие в развертывании 5 элементов. Порядок проявления махабхут никогда не меняется. Последняя стадия развития с характерным для нее становлением формы и структуры (под влиянием притви) никогда не наступит до того, как закончат работу предыдущие 4 принципа (акаш, вайю, агни и яла). Анализ внутренних свойств отдельных элементов поможет нам осознать значение теории 5 элементов для понимания работы человеческого тела. Более того, он поможет открыть для себя природу индрий, так как индрии (чувства), равно как и органы чувств, происходят из элементов.

Автор: Сунил В. Джоши
Источник: книга «Аюрведа и панчакарма: методы исцеления и омоложения»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии