[Аюрведа] Панчамахабхута (5 первоэлементов): акаш, вайю, агни, яла и притви

5 первоэлементов | Диагностическое значение элементов и соответствующих им чувств

5 первоэлементов

Акаш (пространство)
Вайю (воздух)
Агни (огонь)
Яла (вода)
Притви (земля)

Акаш – принцип пространства и его качества

Акаш (пространство): непротивление и звук

Когда мы думаем о глубоком (открытом) Космосе, мы представляем себе невообразимо огромное, открытое и абсолютно пустое ничто. И все же это «ничто» содержит в себе возможность существования объектов. «Ничто» является составной частью пространства. Без него ни один объект во Вселенной не мог бы существовать. Процессы тоже были бы невозможны. Акаш, самая тонкая из бхут, служит матрицей или средой для проявления остальных 4-х элементов. В пространстве разворачиваются взаимоотношения между объектами мироздания. Пространство дает нам возможность воспринимать объекты внутри поля нашего восприятия. Поскольку акаш – суть абсолютная пустота (полное отсутствие объектов), одним из его основных качеств является непротивление. Когда акаш существует сам по себе, в нем нечему сопротивляться.

Слух

Вторым после непротивления основным свойством акаша является способность вибрировать, издавать звук. Мы знаем, что звук распространяется внутри пространства. Но то, что звук рождается в момент создания пространства, не так очевидно. При резком отделении частиц одного объекта или нескольких объектов друг от друга, если они связаны между собой, рождается звук. Возьмем, к примеру, школьный мелок. Когда мы ломаем его, мы слышим щелчок, когда мы пишем мелом по доске, мы слышим скрип. В обоих случаях частицы мела резко отделяются друг от друга, то есть между ними внезапно создается пространство. Я приведу еще несколько примеров для иллюстрации этого принципа.

Когда мы надуваем воздушный шарик, мы уплотняем воздух внутри него. Если мы потом не станем завязывать шарик и выпустим воздух, то мы услышим хлопающий, шипящий звук. Он возникает потому, что при выпускании воздуха пространство между его частицами увеличивается.

Когда мы говорим, мы посылаем сжатый воздух сквозь голосовые связки и ротовую полость. Разные положения этих складок ткани и форма рта изменяют способность воздуха расширяться, то есть его частиц – удаляться друг от друга. Все разнообразие звуков, которые мы можем издать, возникает в результате конкретных геометрических параметров пространства в гортани, носоглотке и ротовой полости.

При помощи звука плотник определяет качество дерева, его плотность или пористость. Чем более звук открытый и гулкий, тем больше пространства между волокнами древесины; тем менее прочной она является. Если дерево издает гулкий звук, плотник откажется от такого куска в пользу того, что звучит поглуше. Вот еще одна закономерность: большая масса оказывает повышенное сопротивление звуку. Плотник может определить место нахождения деревянных подпорок в стене, простукивая ее и слушая, где звук становится глухим.

Между бхутами и соответствующими органами чувств существуют тесные взаимоотношения. Акашу соответствует ухо. Ухо представляет собой полый большой орган с тонкими и легкими косточками (самыми маленькими и пористыми костями тела). Оно отвечает за преобразование звуков окружающей среды в нервные импульсы. Преобладание акаша в структуре органа слуха является необходимым условием восприятия звука.

Вайю – принцип движения, иссушения и разделения

Вайю (воздух): движение и осязание

В популярных изложениях о теории 5 элементов термин «вайю» часто переводят как «воздух» или «ветер», но это лишь переносное значение. Классические аюрведические тексты объясняют, что главным организующим принципом этой бхуты является движение как таковое. Поскольку движение всегда подразумевает определенное направление, то и другое тесно связаны. Вайю начинает и направляет любое движение и перемены. Как следствие, он начинает и направляет все процессы в мироздании.

Вайю управляет движением всего сущего во Вселенной – от субатомных частиц до огромных вращающихся галактик. Он придает направление ветру. Он вызывает землетрясения и извержения вулканов. Вайю заставляет кровь течь по нашим жилам, пищу – продвигаться по пищеварительному тракту и нервные импульсы – передаваться по нервным стволам к центру и от центра.

Движение оказывает иссушающее влияние, которое, в свою очередь, приводит к разделению или дезинтеграции – еще одному проявлению вайю. Эта мысль станет понятнее, когда мы обсудим элементы яла и притви.

Осязание

Как говорилось, возникновение слуха функционально связано с принципом акаша. Таким же образом осязание рождается из принципа движения, или вайю. Кожа – орган осязания – распознает движение по изменению давления, трения или вибрации. Перемещая любой предмет по коже, мы одновременно воспринимаем качества движения в своеобразном синтезе с качествами самого предмета. Среди них – твердость и мягкость, шершавость и гладкость, тупость и острота, а также сама скорость движения (быстрое оно или медленное). Информация, связанная с движением, кодируется в нервных импульсах и передается мозгу, чтобы он интерпретировал ее как благоприятную или как предостерегающую; как весть о том, что может доставить нам удовольствие, или о том, чего нужно избегать.

Следующие примеры иллюстрируют тесную связь между чувством осязания и принципом движения. Если друг кладет свою руку нам на предплечье, мы, не глядя, чувствуем прикосновение, так как внезапно изменилось давление на кожу. Но проходит некоторое время, и, если рука остается неподвижной, мы забываем о ее присутствии до нового перемещения или шевеления.

Если мы неподвижно сидим в горячей воде, мы вскоре перестаем ощущать тепло и влажность. Восстановить ощущения можно лишь пошевелившись, то есть если привести воду в движение. Тот же принцип справедлив и в отношении одежды. Надевая рубашку, мы чувствуем ее на теле, так как ткань движется относительно кожи. Однако, если некоторое время оставаться без движения, трения и связанных с ним ощущений не будет. Мы забудем о рубашке. Что-то должно перемещаться. Или кожа, или то, что находится в контакте с ней. Без движения нет осязания. Чувство осязания порождают изменения, связанные с движением.

Если акаш управляет теми органами тела, функция которых тесно связана с наличием пространства, то вайю управляет органами, которым необходимо движение в виде сокращения и расширения, особенно толстым кишечником, маткой и мочевым пузырем. Сердце, постоянно перекачивающее кровь, также является одним из основных органов вайю. Мышечные движения, моргание, передача нервных импульсов к мозгу и от мозга – все это происходит под действием вайю.

Агни – принцип преобразования, тепла и света

Агни (огонь): преобразование и зрение

Несмотря на то что название элемента «агни» обычно переводится как «огонь», суть этого элемента проявляется в мироздании чаще и разнообразнее, чем только в процессе физического горения. Природу агни легче всего понять в свете его универсального организующего принципа, коим является разум. Разум же – причина всех преобразований (трансформаций) в мироздании. Агни проявляется в виде качеств тепла и света, а также в роли начала, придающего всему цвет и видимую форму.

Агни – третий по счету элемент, исходящий из космического Разума. Так же как вайю (движение) может проявляться только в акаше (пространстве), свет и тепло требуют для своего возникновения давления и трения, присущего движению. Очевидный пример – разжигание костра с помощью 2-х кусков дерева. Солнце, наверное,- самая поразительная иллюстрация этого принципа. Из-за огромного давления внутри солнечного ядра происходит термоядерная реакция, в результате которой излучаются фотоны (частицы света) и тепло. Свет и тепло, которые наша планета получает от Солнца, являются движущей силой всех трансформаций. Солнечный свет работает как катализатор в реакциях синтеза углеводов, которые протекают в хлорофилл содержащих тканях растений. Солнечное тепло, согревающее землю, прямо или косвенно отвечает за все метаболические процессы. Без него не было бы никаких преобразований, а соответственно – и жизни.

Если мы попробуем определить, какое ключевое слово больше всего соответствует роли агни в мироздании, этим словом будет «преобразование». В неживых системах агни отвечает за все процессы, сопровождающиеся распадом и увеличением энтропии. В живых системах он способствует любому росту. Огонь является самым явным проявлением способности агни к преобразованию. Огонь может быстро превратить тяжелое бревно в кучку древесного угля и пепла. Он преобразует биологическую клетчатку, и после этого она гораздо легче усваивается.

В природе существуют также менее заметные способы преобразования материи с помощью агни. Он проявляет себя в действии катализаторов – химических посредников, регулирующих скорость химических реакций в органических и неорганических системах. Основную группу биологических катализаторов составляют ферменты – белки, инициирующие или ускоряющие реакции при температуре тела. Кислоты, растворяющие или разрушающие химические связи, это тоже – агни. Трансформацию может вызвать умеренное и даже слабое нагревание. Холодильник замедляет естественный процесс трансформации, который приводит к порче продуктов и прокисанию молока, оставленных при комнатной температуре. Проявляясь в виде света, агни приводит в действие процессы фотосинтеза в растениях и превращает темноту в разнообразие видимых цветов и форм.

В теле человека агни бхута имеет несколько форм проявления. Самая очевидная из них – это совокупность факторов, вызывающих метаболическое превращение пищевых продуктов. Аюрведа образно называет ее «огнем пищеварения». Конечно, в желудке и тонком кишечнике нет никакого физически горящего огня, но зато выделяются разные кислоты и ферменты, вызывающие расщепление пищи, поступающей в пищеварительный тракт. Термогенный эффект этих секретов можно хорошо ощутить при изжоге, одном из проявлений повышенной кислотности.

На более тонком плане о силе или слабости агни в человеке можно судить по свету, который от него исходит. Свет является неотъемлемым проявлением агни. Качество света отражается в блеске кожи и в цвете лица. Здоровые люди излучают силу и энергию. Больные почти ничего не излучают. Их кожа кажется серой и лишенной блеска. Количество агни можно также определить по сиянию глаз. Если человек счастлив и здоров, его глаза сияют, как звезды. Если задавлен жизнью – в глазах совсем нет никакого света, как у мертвеца. Несмотря на то что в теле мертвого человека присутствуют все составляющие элементы зрительной системы – зрительные нервы, хрусталики и зрачки, в его глазах света нет, потому что оборвалась связь с космическим аспектом агни – «огонь жизни» погас.

Зрение

Зрительное чувство существует в тесной взаимосвязи с элементом агни. Если бы не агни, который проявляется в виде света, мироздание существовало бы в кромешной тьме. Агни дает возможность видеть. Причем видеть не только геометрическую форму и светотени, но еще и цвет. Любой освещенный предмет отражает в определенной части светового спектра и поэтому имеет только ему присущий цвет. Посредством зрения (то есть зрительного чувства) глаз воспринимает физическую форму и цвет предметов, которые затем интерпретируются мозгом.

Яла – принцип текучести и слияния

Яла (вода): текучесть и вкус

Яла, четвертый элемент, последовательно проявляющийся из космического Разума. Его название часто переводят словом «вода». Тем не менее, несмотря на чрезвычайно важное значение воды в природе, это не самое точное обозначение для этого элемента. Как и в случае других элементов, более полную картину нам рисует универсальный организующий принцип ялы, то есть ее махабхута. Если мы попытаемся постигнуть природу махабхуты ялы, мы прежде всего осознаем, что она воплощает принципы текучести и склеивания. В органической жизни яла также отвечает за увеличение размера, так как вода является самой главной составляющей всего живого.

Яла махабхута управляет жидкостью, независимо от того, какая это жидкость и что в ней растворено. Она контролирует также способность вещества к изменению своей формы без утраты целостности. Форма как таковая существует благодаря природе ялы, которая связывает мелкие части объекта и удерживает их вместе. Даже твердые вещества могут проявлять склонность к слипанию (склеиванию). Если взять сухой комочек земли, он быстро и легко распадется, превратившись в пыль. Но если в почве есть влага, частицы земли слипнутся друг с другом и останутся вместе.

Самым наглядным примером объекта, обладающего качествами текучести и слияния, безусловно, является вода. Однако существует множество других веществ, проявляющих качества ялы, несмотря на низкое содержание в них воды либо полное ее отсутствие. Например, вулканическая лава и бензин тоже могут свободно перетекать с места на место. У них нет своей формы, но они сохраняют свою целостность, принимая форму того вместилища, куда или через которое они перетекают. Аналогичным образом ведет себя кровь в венах и многое другое. И все-таки самым частым проявлением яла бхуты на планете является вода – главный компонент всех жизненных форм.

Вода служит средой, посредством которой вайю переносит питательные вещества в направлении ветвей и листьев растения, будучи основной составляющей растительных соков. Подобную функцию она выполняет в крови, удерживая внутри себя питательные вещества и кислород с тем, чтобы вайю мог разнести их по всему телу. Вода в составе слюны и пищеварительных соков связывает питательные вещества – осколки, возникшие в процессе расщепления питательного сырья под действием агни,- и увлекает их по пищеварительному тракту навстречу всасыванию или выделению. Яла защищает слизистые оболочки тела и смазывает суставы, чтобы твердые структуры могли свободнее перемещаться относительно друг друга. В виде спинномозговой жидкости она окружает и защищает нежные ткани головного и спинного мозга.

Вкус

Согласно Аюрведе, чувство вкуса происходит из яла бхуты. Способность чувствовать вкус зависит от жидкости, которая содержится во рту в виде слюны. Сможете ли вы ощутить вкус чего-либо и проглотить это, если ваш рот и язык – абсолютно сухие? Вкуса не существует, если во рту совсем нет влаги. Когда во рту есть только чистая вода, мы тоже не чувствуем вкуса: чистая вода воспринимается как абсолют, полностью вкуса лишенный.

Яла в виде воды или слюны действует как посредник, способствующий различению на вкус относительного количества и/или качества растворенных твердых веществ. Когда нам подают чашку чая, наше чувство вкуса различает частицы чая, растворенные в воде, и может определить, сколько сахара туда положили.

Вкус является весьма существенным фактором в правильном питании и переваривании пищи. В Аюрведе различают 6 основных вкусов, представленных в пищевых продуктах: сладкий, кислый, соленый, горький, острый и вяжущий. Вкус возникает благодаря содержанию в продуктах разных пропорций 5 элементов. Совершенно аналогично этому человеческое тело тоже состоит из 5 элементов, которые в разных телах присутствуют в разных количествах.

Телу присуща внутренняя мудрость относительно выбора пищи, инструментом которого является чувство вкуса. Тело предпочитает ту еду, которая отражает его конкретный элементный состав. Чувство вкуса указывает на элементный состав пищи и ограждает нас от потребления тех продуктов, которые могут расстроить баланс элементов в нашем организме. Именно поэтому, когда нам предлагают блюдо, которое нам незнакомо, мы обычно пробуем маленький кусочек или облизываем ложку перед тем, как приступить к еде. Это также объясняет, почему нам легче съесть тарелку фруктов или сладкой каши, чем тарелку острого перца. Ведь тело содержит много ялы и при этом – сравнительно мало агни. Мы легче поедаем сладкую пищу, поскольку сладкий вкус тесно связан с элементом воды. Но если вдруг примем в себя большое количество агни в виде острого перца, это сильно нарушит баланс элементов в нашем организме.

Язык замечательно приспособлен для работы в качестве органа вкуса. Он большой и мясистый. Строение языка обеспечивает максимальный контакт его поверхности с окружающим элементом воды. Язык – это щуп, с помощью которого чувство вкуса судит о том, какие элементы и в каких количествах содержит принимаемая пища, что очень важно для сохранения элементного баланса организма.

Притви – принцип формы и структуры

Притви (земля): твердость и запах

Как уже говорилось, проявление элементов разворачивается последовательно, в направлении от тонкого и абстрактного к грубому и конкретному. Следовательно, 5-й элемент – земля – проявляется последним. Суть космического принципа для этого элемента – это твердость и структура. Любое вещество или частица, имеющие форму, независимо от того, какой объем они занимают, (независимо от размера), содержат притви бхуту. Структура всего сущего в мироздании: атомов, молекул, горных пород, рельефа, планет, галактик – определяется наличием притви. В растительном царстве этот элемент управляет формой и структурой каждой ветки, листочка или цветка. В животном царстве притви определяет форму и структуру органов, мышц, сухожилий или костей.

Обоняние

Притви бхута тесно связана с обонянием, и краткий анализ, который здесь будет дан, поможет увидеть эту связь. Какое бы ни было вещество – твердое, жидкое или газообразное,- как только иссушающее влияние вайю нейтрализует влияние связывающего и склеивающего начала ялы, сила, удерживавшая частицы вещества вместе, исчезает, и начинается его распад. Мельчайшие частицы отделяются от вещества и разносятся вайю во всех направлениях. В конце концов они попадают в нос, орган обоняния. У каждой из таких частиц материи есть свой собственный химический состав и молекулярная структура, которую распознает обонятельный механизм. Мозг воспринимает информацию, поступающую от органа обоняния, как конкретный запах.

Если в веществе много воды, оно никогда не будет пахнуть так сильно, как сухое. Возьмем, например, семена кориандра. Они пахнут слабо. Однако, если семя раздавить, части его отделяются друг от друга и сильнее подвергаются действию вайю. Содержание влаги уменьшается за счет испарения, и яла все меньше может удерживать вместе составляющие семени. Мы начинаем ощущать знакомый сладковатый запах кориандра. Если же специю нагреть, вызывая еще большее испарение воды, помещение наполнится сильным ароматом.

Обоняние предоставляет информацию о предмете или веществе, избавляя от необходимости видеть его форму или знать массу. Если кто-нибудь оставит на кухонном столе, например, рыбу, иссушающее влияние вайю сведет к минимуму склеивающее действие ялы, и притви бхута в виде мельчайших частиц рыбы распространится по всей кухне. Наше обоняние сможет распознавать в воздухе запах рыбы еще долгое время после того, как ее положат обратно в морозилку. Где есть запах, всегда есть притви. В отсутствие ощутимого запаха наличие притви определяется твердостью и формой.

Притви, как и другие элементы, выполняет защитную функцию, не давая нам поглощать вредные вещества. Если где-то мы почувствовали едкий, ядовитый запах, мы отворачиваемся и уходим. Когда нам предлагают незнакомую пищу, мы пробуем ее на запах, чтобы решить, есть или нет. Естественным образом, нас привлекают свежие, сладкие ароматы и отталкивает гнилая, тухлая вонь. Аюрведа считает, что все запахи оказывают определенное влияние на баланс бхут в организме. Поэтому в качестве одного из методов лечения она практикует ароматерапию.

Структура каждого органа чувств отражает качества элемента, лежащего в основе данного чувства. Поэтому внешняя часть органа обоняния – нос – обладает твердой, упругой структурой и к тому же возвышается над плоскостью лица, чтобы облегчить улавливание частиц притви, плавающих в воздухе.

В заключение, если мы сравним качества элементов со структурой соответствующих органов чувств, мы также обнаружим взаимосвязи:

  • Орган слуха (ухо) является полой структурой с исключительно легкими и пористыми костями, отражающими пространственные свойства акаша.
  • Кожа (орган осязания) – самый сухой, тонкий и чувствительный орган тела – соответствует способности вайю реагировать на малейшие движения.
  • Глаз является единственным органом тела, из которого исходит сияние, отражающее свет агни.
  • Язык (орган вкуса) покрыт водянистым секретом и различает твердые вещества, растворенные в воде, тем самым отражая жидкостную и склеивающую природу ялы.
  • Нос (орган обоняния) устроен так, чтобы воспринимать мельчайшие частицы и молекулы, отражая тяготение притви к выраженности массы и формы. Он тверже других органов чувств.

Диагностическое значение элементов и соответствующих им чувств

Концепция 5 универсальных элементов дает нам емкую структуру для понимания законов природы, действующих во Вселенной и в том числе в организме человека. Практическое применение этого знания проливает свет на ментальные и физиологические механизмы. Оно позволяет практику Аюрведы проводить тщательную и точную диагностику, пользуясь при этом своими органами чувств и не прибегая к дорогим и/или инвазивным методам исследования.

Вайдья (врач) опирается на знание процесса рождения каждого чувства из качеств соответствующего ему элемента. Звук может существовать только в пространстве, заполненном средой с низким сопротивлением (качества акаша). Осязание воспринимает вибрацию или движение (аспекты вайю), а зрение – свет и тепло (характеристики агни). Вкус не может проявиться без текучей и стремящейся к слиянию природы ялы. Обонянию необходима форма и твердость притви.

Врач знает, что тесная взаимосвязь между чувством и соответствующей бхутой делает чувство лучшим индикатором наличия и состояния этой бхуты в организме. 5 бхут находятся в естественном равновесии, сформировавшемся в момент зачатия. Яла и притви обычно преобладают. Остальные же, из-за их более сильного влияния, присутствуют в минимальных количествах. Все бхуты работают в точном взаимодействии друг с другом. Тем не менее естественное равновесие бхут может нарушаться под действием разных факторов.

Чтобы выявить нарушения баланса элементов в организме, Аюрведа использует ряд различных диагностических техник с использованием органов чувств. Аускультация (перкуссия), или выстукивание различных полостей тела, дает информацию о наличии или отсутствии акаша (пространства). Например, резонанс сообщит врачу, что орган атрофирован, или, наоборот, будет признаком наличия опухоли.

Из всех чувств наиболее информативным в диагностических целях оказывается обоняние. С его помощью врач получает информацию не только о состоянии притви, но и остальных 4-х элементов. Нади видьян, или диагностика по пульсу, является исключительным диагностическим инструментом в руках аюрведического врача. Она основывается на принципе, который только недавно объяснила квантовая физика и суть которого – волновая природа физической Вселенной. Каждый орган и ткань тела имеют собственную уникальную волновую (вибрационную) характеристику, которая несет информацию о его работе. Жидкости тела (кровь и лимфа), циркулируя по всему организму, впитывают эту информацию от органов и тканей и транслируют ее через 5 субдош вайю (то есть его различных функций).

Таким образом, волна, возникающая в результате сердечного выброса, может сообщить врачу, искушенному в пульс-диагностике, огромное количество информации касательно всех аспектов жизнедеятельности организма. Даже качество ментальной и эмоциональной деятельности находит свое отражение в тонких нюансах пульса.

Пальпация и осязание – другие информативные диагностические техники. Они дают врачу информацию о функционировании всех 5 элементов, нормальное оно или нет – о пустоте и наполненности, движении и вибрации, повышенной или пониженной температуре (зонах воспаления или сниженной активности), содержании воды (наличии горячих или холодных отеков) и структуре (размерах и плотности органа).

Используя зрение, по изменениям цвета лица и блеска кожи врач может определить наличие избытка или недостатка агни в организме. Визуальный осмотр тела пациента, в том числе глаз, языка, особенностей рельефа, размера и структуры тела, а также исследование различных выделений (особенно стула и мочи) позволяют ему судить о состоянии других 4-х элементов.

С целью исследования бхут врач практически никогда ничего не пробует на вкус, зато часто пользуется обонянием. Здоровый человек не распространяет сильных запахов. Запах появляется только тогда, когда какие-либо ткани оказываются в критическом состоянии, например, в случае далеко зашедшего рака. Если уменьшается склеивающее и объединяющее влияние ялы на ткань, начинается разрушение ее структуры и уменьшение массы. При разобщении клеточной структуры мельчайшие элементы ткани отделяются и выносятся из тела с дыханием, потом, мочой и каловыми массами. Неприятный запах появляется тогда, когда элемент земли, притви, теряет свою связанность.

Аюрведических врачей обучают различать запахи, связанные с конкретными болезненными процессами. В древних текстах, например, содержится описание 20 вариантов диабета, которые различаются типом дегенеративного процесса. При каждом типе через мочу выводятся специфические для этого типа продукты разрушения, и моча от этого имеет характерный запах.


Вместе с концепцией панчамахабхуты (теорией 5 элементов) мы получаем теоретическую основу для понимания устройства шариры (тела).

Автор: Сунил В. Джоши
Источник: книга «Аюрведа и панчакарма: методы исцеления и омоложения»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии