Образ жизни: ум и тело

Мы дышим то через одну ноздрю, то через другую, сменяя их с периодом в несколько часов. С левой ноздрей связан нади, способствующий охлаждению и успокоению тела и ума, а с правой – нади, способствующий согреванию и возбуждению. Тантрическая гигиена предписывает синхронизировать работу ноздрей с лунными днями и месяцами, а также с родом деятельности: так, например, во время еды следует дышать через правую ноздрю, а при прослушивании лекции – через левую.

Для физического здоровья поддержание ритма внутри каждого цикла важно не меньше, чем для здоровья психического. Физическое здоровье и благополучие возможны лишь при условии, что обменные процессы в теле протекают в подобающем ритме и с должной интенсивностью, а ум пребывает в равновесии только тогда, когда он удовлетворен. Режим ежедневных и сезонных гигиенических процедур направлен на то, чтобы удовлетворять потребности тела, даже тогда, когда этому процессу удается уделять лишь минимальное внимание: ведь большинство людей не желают или не могут развить в себе достаточную восприимчивость, которая позволила бы чувствовать, в чем именно нуждается тело в тот или иной момент. Ни в активной деятельности, ни в отдыхе не следует доходить до крайностей: телу необходима умеренность во всем. Здоровый распорядок дня обеспечивает умеренность и порядок в работе тела и ума, помогая нам оптимально продвигаться к избранным целям.

Аюрведа, как и Аристотель, учит нас искать «золотую середину»: застенчивый человек должен воспитывать в себе храбрость, и наоборот. Конечно, универсального «добра», устраивающего всех без исключения, не существует. Но все же имеются определенные качества, которые всеми считаются полезными (например, честность), и такие, которые все считают препятствующими обретению устойчивого счастья (например, нечестность). Чарака посвятил отдельную главу советам о том, как «дисциплинировать» чувства. В ней он приводит сведения по личной гигиене, моральному воспитанию и соблюдению религиозных предписаний («постоянно напоминай себе о тщете всего сущего», «не будь рабом своих чувственных желаний, не потворствуй капризному уму»), дает перечень нравственных императивов, производящий особенно сильное впечатление, если сравнить его с почти полным отсутствием таковых в системе подготовки современных врачей.

Из этого перечня мы узнаем, что желательно искать общества таких людей, которые победили в себе страсти и невежество и потому не лгут. Святые пропитывают свое окружение вибрациями святости; подлые, жестокие, завистливые, невежественные, сплетники и скандалисты излучают эгоизм и порочность. Поскольку мы пропитываемся «вкусом» окружающей среды, то общение с низкими, неразвитыми людьми принижает наше сознание, а общение с людьми благородными – возвышает. Благородные люди – святые, искусные мастера и учителя – заслуживают подлинного почтения: мы должны смирять свой эгоизм и гордыню перед Провидением, являющимся нам в облике хранителей традиции.

Существует 2 типа ученых, говорит Чарака: одни думают о других людях и потому довольны и счастливы, другие же думают о себе, а потому несчастливы и неудовлетворены. От того, к какому типу принадлежит ваш учитель, зависит качество знаний, которые вы получаете, а знание, будучи тонкой разновидностью пищи, влияет на качество вашего ума и сознания. Каждый ученик должен испытать своего будущего учителя, прежде чем довериться ему, подобно тому как испытывали и проверяли своих будущих гуру ученики, решившие встать на путь изучения Аюрведы.

Автор: Роберт Свобода
Источник: книга «Аюрведа: жизнь, здоровье и долголетие»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии