Пранаяма: углубление, продление и расширение жизненного дыхания или накопление силы

О дыхании и продолжительности жизни | Теоретические аспекты практики пранаямы

Под пранаямой в Йоге понимается система дыхательных упражнений пранаям – дающих жизненную силу и совершенство, продлевающих жизнь и обеспечивающих победу в схватке со смертью.

О дыхании и продолжительности жизни

Млекопитающее прекращает расти, когда приобретает полноценную способность к продлению рода. Средняя продолжительность жизни в 5-6 раз больше промежутка времени от рождения до достижения возраста, в котором существо становится способным производить на свет здоровое потомство.

  • Корова рожает теленка на 4-м году жизни, нормальная продолжительность ее жизни – 20 лет.
  • Кошка становится матерью котенка в возрасте 18-24 месяцев и живет в среднем 8-10 лет.
  • Женщина может стать матерью здорового ребенка в возрасте 18-20 лет и нормальная продолжительность ее жизни должна равняться 90-95 годам.
  • Мужчина достигает окончательной половой зрелости в 20-25 лет и жить он должен, следовательно, до 100-125 лет.

Поэтому йогины полагают, что нормальная средняя продолжительность человеческой жизни на этой планете должна равняться примерно 100 годам. То, что жизнь в течении 100 лет возможна, подтверждается достаточно большим количеством людей, без особых ухищрений доживающих до столь почтенного возраста. Такие долгожители имеются практически в каждой стране.

Тело человека живет до 100 лет, после чего оно умирает. Однако развитие человеческого ума в подавляющем большинстве случаев за время одного полного цикла жизни физического тела не завершается. Тупой ум, ум, погруженный в невежество, ум страстный или же ум, пребывающий на ступени активной реализации мирских интересов, – все они должны пройти длинный путь развития, чтобы трансформироваться в чистый ум, а затем наконец в ум, способный к Божественному самоосознанию.

Йогины считают, что полный цикл трансформации ума в этом мире занимает промежуток времени продолжительностью около 1000 лет. Таков срок, необходимый для достижения совершенства на этой планете. Поэтому процесс эволюции ума происходит посредством перевоплощения сердцевины осознания (монада) в нескольких человеческих личностях, проживающих жизни, необходимые для реализации тех или иных ступений становления ума.

Тысячелетие земного развития ума может занять около 20 личностных воплощений. Великие йогины используют для этого 2-3 рождения, применением особых практик доводя продолжительность одной жизни до 300-500 лет. Неадекватная продолжительность человеческой жизни, преобладающая ныне на Земле, обусловлена неоптимальностью образа жизни и, что самое главное, отношения людей к себе, миру и к своему в нем месту.

Здоровый человек в среднем делает примерно 15 дыханий в минуту. Следовательно, за час он выполняет 900 дыхательных циклов, за сутки – около 22 тысяч.

Интенсивность дыхания в Йоге принято измерять длиной струи выдыхаемого или вдыхаемого воздуха. Под ней понимается максимальное расстояние, на котором волокна птичьего пуха еще колеблемы воздушным потоком.

Мерой длины дыхания принято считать ширину пальца.

  • В спокойном состоянии длина нормального вдоха составляет примерно 10 пальцев (около 18 см).
  • Длина нормального выдоха – 12 пальцев (чуть больше 21 см).
  • При физической активности длины вдоха и выдоха возрастают сообразно ее интенсивности и степени напряжения.
  • Во время сна длина выдоха достигает 30 пальцев (около полуметра).

На основании длительных наблюдений йогины пришли к заключению, что система человеческого организма рассчитана на «пропускание» определенной суммарной длины дыхания. Когда «дыхательный лимит» исчерпан, обычный человек умирает.

Таким образом, чем интенсивнее мы дышим, тем меньше живем. С другой стороны, прекратить дышать мы не можем, ибо умрем от этого немедля. Поэтому йогическая тренировка направлена на растягивание процесса дыхания во времени и на обретение искусства контроля над процессами, при которых дыхание непроизвольно удлиняется, – сном, физической активностью, сексуальным функционированием, эмоциональными всплесками и т.п. Отнюдь не обязательно на последовательно расположенных в однонаправленном потоке времени физического мира планетах.

Речь идет не о передаче функции управления дыхания сознанию, а об изменениях автоматического режима работы дыхательного центра. Слишком усердная тренировка в осознанном управления дыханием, при которой сознание вмешивается в автоматическое управление дыхательной функцией, – смертельно опасная игра. Дыхание должно оставаться автоматическим. Тренировка дыхания, построенная на временном вмешательстве сознания в процессы управления работой дыхательного центра, должна быть не более чем способом оптимизации автоматического режима. Поэтому время практики пранаямы всегда ограничено, а количество управляемых дыхательных циклов никогда не должно превышать 108 за один раз. Пранаяму всегда следует оканчивать несколькими циклами естественного дыхания, чтобы вернуть «бразды правления» тем механизмам, которым принадлежит роль автоматических регуляторов дыхательной функции.

Вот пример. В состоянии спокойного бодрствования суммарная длина выдоха за полчаса составит примерно 5400 пальцев, время сна за те же полчаса суммарная длина выдоха составит 13500 пальцев (если не принимать во внимание учащение дыхания во сне и если учесть и этот фактор, то увеличение удельной длины дыхания в единицу времени во сне будет еще большим).

Таким образом, каждые лишние полчаса сна сверх индивидуальной физиологической нормы выливаются для нас в потерю как минимум почти 3/4 часа жизни (как известно, мастера Йоги спят очень мало и пользуются специальными техниками управления сном).

При серьезных заболеваниях длина выдоха достигает 13 пальцев и становится равной таковой во время сна, а выдох умирающего человека по длине намного превосходит выдох тяжело больного. Йогины уменьшают нормальную длину дыхания в состоянии спокойного бодрствования с 10-12 до 8-10 пальцев и снижают его частоту с 15 до 3-6 циклов в минуту. Соответственно, продолжительность жизни йогина (разумеется, практикующего, а не разглагольствующего) составляет 100-200 лет, а некоторые из них доживают до 300 и более. Существуют также методы особой трансформации материи физического тела, качественно изменяющие характер земного бытия человека, достигшего уровня Божественного осознания Единства. В даосской Йоге, например, результирующее состояние принято обозначать термином «истинное бессмертие».

«Средний рост человека составляет 96 пальцев. Длина же обычного выдоха равна 12. При пении выдох увеличивается до 16 пальцев, при ходьбе – до 24, во сне – до 30, при половом сношении – до 36, а во время тяжелой работы – еще более. Уменьшением длины выдоха продолжительность жизни увеличивается».
Гхеранда-самхита, 5-86, 5-87, 5-88

Теоретические аспекты практики пранаямы

Существует целый ряд пранаям пешего порядка, являющихся энергетическими практиками психотехнического характера и не предназначенных непосредственно для оздоровления физического тела. Здесь же речь пойдет только о простейших формах йогических дыхательных упражнений, которые с большой пользой для здоровья могут практиковаться всеми.

Практикующий пранаяму должен иметь представление о стихии воздуха – вайю-татгве – и ее 5 аспектах: прана-вайю, апана-вайю, самана-вайю, удана-вайю и вьяна-вайю.

Пранаяма, таким образом, является искусством применять вайю-грантхи для накопления праны – очищения и наполнения силой структуры, подготовленной посредством практики асан и мудр. Ни одна болезнь не может быть вылечена йоговскими методами без пранаямы. Воистину, чудодейственны асаны и мудры, и, превознося их всячески, авторы классических трактатов нимало не грешили против истины, однако только пранаяма способна сообщить им их силу. Асаны и мудры, выполненные без пранаямы, – все равно что трон без короля. Какая польза от него государству, ведь это – всего лишь мебель?

«Следующие признаки характеризуют тех, у кого нади очищены. Тело их становится гармонично развитым, приятно пахнет, и прекрасно выглядит и вызывает к себе любовь. Есть четыре стадии пранаямы: начальная стадия – арамбха-авастха, стадия соединения с высшим Я – гхата-авастха, стадия знания – паричая-авастха, стадия окончательного совершенства – нишпати-авастха. Вот первая стадия пранаямы, арамбха-авастха. Она разрушает все грехи и скорби».
Шива-Самхита, 3-28, 3-29, 3-30

«Когда асаны освоены, пусть йогин, владеющий собой и соблюдающий диету, практикует пранаяму согласно указаниям своего Гуру».
Хатха-йога-прадипика, 2-1

«Когда дыхание движется, тогда и ум беспокоен. Сдерживая дыхание, йогин достигает устойчивости ума».
Хатха-йога-прадипика, 2-2

«Человек живет, пока прана (дыхание) есть в теле. Когда прана покидает тело, его покидает и жизнь. Поэтому нужно замедлять дыхание».
Хатха-йога-прадипика, 2-3

«Пранаямунужно практиковать каждый день с саттвическим(светлым,спокойным) разумом. Тогда загрязнения Сушумна-Нади устраняются».
Хатха-йога-прадипика, 2-6

«Как постепенно укрощаются львы, слоны и тигры, так и дыхание постепенно укрощается. Иначе оно убьет практикующего».
Хатха-йога-прадипика, 2-15

«Пранаяма освобождает от всех недугов. А от неправильных занятий Йогой недуги только приобретаются».
Хатха-йога-прадипика, 2-16

«Не должно дыхание ни останавливать, ни оставлять его на произвол, практикуя асану, но овладев им, в нить его превратить, жемчужины асан на нее нанизав. Ибо дыханием движется прана, тело же движется ее потоком. Так практикуется асана».
Йога-корунта

«Обуздание дыхания и его удлинение суть смысл и сущность всякой истинной тренировки. Ибо лишь посредством этого дыхание само собой утверждается в бездыханности. Естественной же бездыханностью поток суеты в коловращении вихря обыденного сознания преобразуется в безмолвие равновесия. Отвлечение чувств самопроизвольно порождается возникающей от этого отрешенностью. Внимание втягивается в середину и там сосредоточивается. Тогда рождается созерцание – ни к чему не привязанное, целостное и ни с каким действием не сопряженное. Когда же созерцание не имеет никакой цели, даже самой что ни на есть наивысшей, оно самопроизвольно охватывает всю сферу осознания. Поскольку нет ничего, что ограничивало бы его сосредоточением на аспектах бытия, пусть даже тех, которым все проявленное подвластно. Отрешенным же созерцанием бесконечности, в которой проявленное и непроявленное в равновесии единства существуют самодостаточно, перетекая друг в друга сообразно изменениям восприятия Единым Себя Самого, постижение Истины порождается. Может ли быть что-то, что не подвластно познавшему Истину?»
Дхара-даршана

Предписанное дыхание во время практики асан и мудр, при котором выполняются набхи-мудра и мула-бандха, – тоже пранаяма, «встроенная» в практику асан и мудр. Но одного этого недостаточно, «встроенной» пранаямы не хватает для полного очищения системы каналов тонкого тела и «оживления» действия асан и мудр посредством наполнения этих каналов силой. Необходимо практиковать также отдельные специальные дыхательные упражнени.

Всякая пранаяма всегда начинается с полного выдоха. Без полноценного выдоха не может быть настоящего вдоха. Без настоящего вдоха пранаяма не имеет смысла, поскольку вдох в пранаяме – действие, при котором происходит поглощение праны, выдох же ее распределяет.

Автор: Свами Шивананда Сарасвати
Источник: книга «Йога-терапия»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии