Карма: что это и 4 типа

Само понятие карма в ведических писаниях имеет 2 основных значения:

  • первое — это деятельность в целом;
  • второе — это только благочестивая деятельность.

Для того чтобы шире освятить этот вопрос, мы с вами поговорим о карме, как о деятельности в целом. Существует классификация кармы по результатам деятельности, которую мы совершали, и той деятельности, которую мы совершаем и будем совершать:

  1. Санчита-карма — результаты деятельности, накопленные в прошлых жизнях, которые, складываясь вместе, формируют всю нашу судьбу.
  2. Прарабдха-карма — это та часть накопленной в прошлых жизнях кармы, которая предназначена только для настоящего воплощения, в котором мы живем. Эта карма состоит из уже созревших плодов наших прошлых поступков, готовых к тому, чтобы мы их «съели».
  3. Крийяман-карма — это та карма, которая создается нашими поступками в этой жизни и влияет как на это воплощение, так и на будущие.
  4. Агами-карма — это карма, результаты деятельности которой накоплены в прошлых жизнях, но предназначены не для настоящего воплощения, а для будущих.

1. Санчита-карма

Это вся карма или, другими словами сказать, все плоды наших поступков и желаний, накопленные за множество жизней, но еще нами не отpa6oтанные. Образно сказать — это вся дорога нашей судьбы, которую нам предстоит пройти. Она делится на 2 неравных промежутка:

  • прарабдха карма, или то, что нам предстоит пережить в этом воплощении;
  • агами-карма, или то, что заранее запланировано на будущие воплощения.

Это деление санчита-кармы условно, так как человек за одну жизнь, в зависимости от гун, в которых он живет, может пройти по жизни очень большой путь, или, если он жил в невежестве, то есть вероятность, что он в жизни чего-то не доделает.

Вопрос: Как определить доделываем ли мы предназначенное судьбой или нет?
Ответ: Это можно определить по тому, насколько мы удовлетворены своей жизнью. Если человека сопровождает постоянная неудовлетворенность, то это значит, что он, скорее всего, занимается не своим делом (или большую часть времени занимается не своим делом).

Вопрос: А как определить, своим делом я занимаюсь или нет?
Ответ: Если вы что-то любите делать для других людей, то это, без сомнения, ваше дело. Однако, если вы что-то любите делать для себя, то, скорее всего, это не ваше дело. Тем не менее, даже это дело попробуйте делать для других, если понравится, то значит, оно ваше. Но, например, если нам всем нравится кушать, то это нельзя назвать нашей предписанной обязанностью или нашим долгом перед людьми. Так или иначе, некоторые люди считают, что их долг — жить за чужой счет. Или кто-то может думать еще хуже — что его долг — это заниматься сексом, курить наркотики, выпивать или валяться в постели, а больше делать ничего не нужно. Это очень опасные заблуждения.

Вопрос: А если я испытываю постоянное раздражение на рабочем месте, но удовлетворен своей работой, то как это можно объяснить?
Ответ: Это значит, что, скорее всего, в результате плохих прошлых поступков вы не можете очень хорошо делать свое дело. Тем не менее, Веды рекомендуют ни в коем случае его не бросать, а продолжать им заниматься во что бы то ни стало, пусть даже несовершенно. Другой причиной беспокойства может являться очень корыстный настрой во время работы, который рождает напряженность внутри и зависть к окружающим.

Вопрос: А можно за одну жизнь пройти всю санчита-карму?
Ответ: Можно, но только в том случае, если вы будете самоотверженно заниматься духовной практикой, например, с любовью и преданностью повторять Святые Имена Бога.

Идя дорогой своей судьбы, человек должен отвечать за свои плохие поступки. Мы имеем развитый разум и этим отличаемся от животных. Поэтому, если мы реагируем на события неправильно, то создается наша новая карма (новые неотработанные поступки). Таким образом, в течении нашей жизни дорога судьбы может увеличиться, если мы накопили новую карму. Или она может уменьшиться, если мы всю жизнь старались очищать свое сознание и таким образом отрабатывать свою карму. В отличие от человека, животные не нарабатывают в соответствии со своими поступками новую карму, они также и не ликвидируют свою карму. Карма ликвидируется только в результате осознания. Животные же не могут что-либо осознать, поэтому их судьба, в основном, зависит только от их желаний. Например, если заяц умер насильственной смертью, то жить в теле зайца ему уже не хочется, а наоборот, хочется быть сильным и защищать себя. Так он в следующей жизни может стать, например, волком.

Вопрос: У одного — то же самое событие является счастьем (например, женитьба), а у другого — страданием. Как вы это объясните?
Ответ: Сами по себе события являются результатом наших желаний. Например, если есть сексуальное желание, то придется жениться. Женитьба — это событие, но каким это событие будет — хорошим или плохим, уже зависит не от наших желаний, а от наших поступков. Если мы в предыдущих жизнях в целом хорошо относились к представителям противоположного пола, то нужно ждать, что в следующей жизни брак будет удачным.

Вопрос: А бывает так, что сексуальное желание есть, а жениться не можешь?
Ответ: Если вы в прошлых жизнях относились надменно к противоположному полу или ушли от своего близкого человека, бросив его на произвол судьбы, то в вашей теперешней женитьбе могут быть какие-то проблемы. Все это можно увидеть по вашему гороскопу.

Вопрос: А как заранее узнать, каким будет брак, хорошим или плохим?
Ответ: Это также можно узнать от хорошего астролога. Вся эта информация заключена в нашем гороскопе.

2. Прарабдха-карма

Это карма настоящей жизни, состоящая из уже созревших плодов прошлых поступков, готовых к тому, чтобы мы их «съели».

В момент зачатия происходит контакт тонкого тела живого существа с окружающим миром. В результате такого контакта определяется срок нашей жизни и основные события в ней. Другим важным моментом для определения судьбы человека является точное время рождения. Именно с ним, в основном, имеют дело астрологи, потому что установить точное время зачатия очень сложно.

Окружающие нас планеты имеют свой индивидуальный характер, и, в результате их влияния на ум и разум, происходит вспыхивание наших, сформированных в прошлом, желаний. Под влиянием определенной комбинации планет в каждой точке Земли создается свое определенное настроение. Оно всегда будет отражаться именно на тех людях, которые в прошлых своих жизнях подобное настроение уже культивировали. Все они получают такое настроение не случайно, но из-за того, что уже имели подобный настрой (подобное поведение) в прошлых жизнях. Те, кто реагируют на это специфическое воздействие окружающих нас планет, 100%, раньше уже культивировали в себе подобное поведение или вызывали своим поведением у других людей схожий настрой. Таким образом, то, чего мы желали в прошлом и как влияли на других людей в прошлом, то и получим в настоящем. В результате воздействия на психику человека пространства и времени, в его уме возникают определенные глубинные изменения. Попробуем проследить, как это происходит. В нашем уме прошлые поступки сначала зародили семя будущей судьбы, затем оно выросло в дерево, ведущее нас к определенным событиям. Затем это дерево дало зрелые плоды каких-то наших прошлых поступков и желаний. Именно эти плоды наших прошлых поступков в результате контакта с окружающими нас планетами, или по-другому сказать, в результате контакта с пространством и временем и формируют прарабдха-карму нашей жизни (нашу настоящую судьбу). Эти плоды наших прошлых дел и желаний, взаимодействуя с пространством и временем, вызывают определенную реакцию в глубине ума. В результате в глубине ума возникает импульс, который формирует в уме побуждение. Побуждение, выходя из глубины ума, вызывает желание, которое действует на поверхность ума. В результате такого воздействия на поверхности ума появляется волнение или определенное желание. В совокупности все желания, воздействующие на ум, оказывают сильное влияние на наше эмоциональное состояние, то есть на наше настроение. При появлении определенного настроения формируется какая-то идея или мысль что-то сделать. Поэтому все начинается с того, что мы в прошлом совершали какие-то поступки, которые теперь дали свои плоды. Эти плоды подействовали на наше подсознание, и из него вырвалось какое-то побуждение. Все побуждения, которые выходят из глубины ума, бывают:

  • благоприятные;
  • смешанные;
  • неблагоприятные.

Кроме того, на наши поступки влияет окружающий нас мир (люди, животные и т.д.). Однако, это влияние также действует 2-мя способами:

  • воздействие, идущее из глубины ума;
  • внешнее воздействие.

Вопрос: Вы сказали, что внутреннее воздействие вызывается внешними факторами. Тогда зачем учитывать внутренние причины, если все зависит только от внешних?
Ответ: Даже при наличии очень тяжелых для судьбы внешних факторов, если на то нет плохих внутренних причин, плохое положение планет на нас не окажет никакого влияния. Внутреннее состояние человека зависит от планет, однако, если человек безгрешен, то плохое состояние планет на него не повлияет. Если же человек сосредоточен на духовном (например, вдохновенно читает молитву Богу), то, даже если он очень грешен, влияние планет на него вообще ослабевает. Таким образом, внутренние факторы — это как антенна, которая может определенным образом принимать внешние факторы. Может принимать их слабо или не принимать совсем.

Вопрос: Значит, если человек занимается духовной практикой, то его плохая карма действует на него слабее?
Ответ: На такого человека слабее действует любая материальная карма и увеличивается влияние духовного мира.

3. Крийяман-карма

Крийяман карма создается нами прямо сейчас или, другими словами, в этой жизни. К ней относятся те результаты наших поступков, которые нам придется отрабатывать в этой жизни, а также то, что перенесется на будущую жизнь.

Так как крийяман-карма создается нами в этой жизни, то у нас есть большая свобода выбора, какой она будет — хорошей или плохой. Совершая всевозможные поступки, мы являемся вершителями своей судьбы.

  • 5 видов мотиваций поступков
  1. Духовные мотивации — возникают в результате духовного порыва или озарения. Они освобождают от всех видов кармы и ведут в духовный мир.
  2. Чистые благоприятные — возникают в результате правильного, основанного на священных писаниях, понимания счастья. Они ведут человека только к хорошей судьбе.
  3. Чистые неблагоприятные — возникают в результате правильного понимания счастья, но неправильного (без учета рекомендаций писании) следования самому процессу достижения счастья. Подобная деятельность ведет человека к разочарованию. Но, в конечном счете, если он настойчиво стремится к истине, то, приняв авторитет писаний, он встает на правильный путь.
  4. Нечистые благоприятные — иногда бывает так, что какой-то плохой поступок, мотивированный плохими желаниями, приводит человека к страданиям. По стечению обстоятельств эти страдания могут дать ему способность раскаяться. В результате раскаяния появляется стимул к правильному пониманию вещей, что приводит человека на истинный путь.
  5. Нечистые неблагоприятные — всегда ведут только к будущей деградации.
  • 2 основных вида видимых результатов поступков
  1. Немедленные результаты. Явный результат совершенного поступка возникает сразу после его совершения и ведет к немедленному благу или немедленному страданию. Немедленные духовные результаты от повторения молитвы, прославляющей Бога, дают человеку ощущение духовного счастья. Закладывается семя греха (или благочестия) в ум, которое немедленно меняет наше восприятие мира. Так, оскорбив кого-то, мы испытываем ощущение испорченного настроения и мир начинает казаться уже не таким хорошим, как раньше. С другой стороны, если мы совершаем благочестивый поступок, то жизнь становится прекраснее. Все эти изменения может в себе заметить только очень наблюдательный человек.
  2. Отсроченные результаты — возникает привычка вновь совершить какой-то поступок. Все знают, что если, например, поспать днем, то часто на следующий день в это время снова хочется спать, хотя мыслей об этом и не было.

Созревая, карма дает свои плоды. Через некоторое время человек получает ответ за свои поступки. В целом, сколько человек принес беспокойств, столько страданий ему предстоит пережить, если, конечно, он не успеет к тому времени понять, как все же поступать правильно.

  • 2 типа невидимых результатов поступков
  1. Мирские — хорошие или плохие. Все они ведут к увеличению нашего пребывания в материальном мире. Все наши поступки дают нам или счастье, или страдание. Однако, мы ни счастье, ни страдание в полной мере сразу испытать не сможем. Действуя в этом мире, мы, таким образом, увеличиваем дорогу своей судьбы (продлеваем свою сатита-карму).
  2. Духовные бывают 2-х видов:
    1. Личностное освобождение. Душа попадает в духовный мир и сохраняет свою индивидуальность. В этом случае душа получает духовное тело и попадает на духовные планеты, где занимается любовным служением Богу.
    2. Безличное освобождение. Душа попадает в сияние Бога, которое распространяется между материальным миром и духовным. В этом случае душа временно теряет понимание своей индивидуальности и существует в бездеятельном состоянии счастья.

Вопрос: Что такое сияние Бога?
Ответ: Это духовная энергия Бога, всепроникающая, абсолютно наполненная вечностью, знанием и счастьем. Это очень краткое описание сияния Бога, которое на санскрите также называется «брахмаджйоти».

«Верховная Личность Бога — это Высшая Душа, не имеющая начала. Господь трансцендентен к гунам материальной природы и находится за пределами материального мира. Все мироздание покоится на лучезарном сиянии, исходящем от Него, и это сияние дает возможность ощутить Его присутствие всюду».
«Шримад Бхагаватам» (3, 26.3)

Все люди, которые не захотели изучать, кто такой Верховный Господь и каковы Его личностные качества, как построить с Ним свои взаимоотношения, получают освобождение от материальных страданий, растворяясь в сиянии Бога.

Вопрос: В каком случае человек получает личностное освобождение от материального существования, а в каком — безличностное?
Ответ: Если мы будем с любовью и преданностью служить Верховной Личности Бога и его преданным слугам, то в результате такой духовной деятельности душа попадает в духовный мир и сохраняет свою индивидуальность. Если же мы будем медитировать на пустоту или просто на различные энергии, не желая при этом что-либо делать для Бога или окружающих людей, то в результате мы попадем в сияние Верховной Личности Бога и потеряем возможность действовать, а также свою индивидуальность.

«Арджуна спросил: Кто более преуспел в Йоге — тот, кто всегда с любовью и преданностью служит Тебе, или тот, кто поклоняется безличному Брахману (сиянию Бога), непроявпенному?»
«Бхагавад-гита» (12.1-2)

«Господь, Верховная Личность Бога, сказал: Тех, кто сосредоточил свой ум на Моей личной форме и всегда, поклоняется Мне, с глубокой трансцендентной верой, Я считаю достигшими высшей ступени совершенства».
«Бхагавад-гита» (12.1-2)

В зависимости от поступков и желаний, совершенных в этой жизни, мы получаем в этой же жизни какие-то уроки. Чаще всего мы страдаем за неправильно совершенные поступки, заболевая или испытывая финансовые трудности. Если же мы совершаем более серьезные поступки, но они уже влияют не только на здоровье, но и на нашу судьбу. Подобное влияние уже распространяется скорее на будущую жизнь. Так мы копим долги своей судьбы и в результате рождаемся в определенной семье, обретает родственные связи, друзей, круг знакомых. «Падма Пурапа» также говорит, что наши дети не случайно бывают послушными или нет. По всей видимости, нашими плохими детьми рождаются те, перед кем мы остались с прошлой жизни в сильном психическом или физическом долгу. Хорошие дети — это те люди, которые в прошлой жизни сильно хотели нам сделать приятное. «Падма Пурана» определяет, какие дети являются хорошими, а какие плохими:

«Плохой ребенок: ведет себя как враг, ненавидит своих родителей, потешается над ними, критикует. Вступив в брак, он продолжает дурачить своих родителей».
«Падма Пурана»

«Хороший ребенок: всегда слушается своих родителей. Выросший, он не забывает заботиться о родителях, говорит с ними ласково и старается сделать их счастливыми. После смерти родителей он выполняет все необходимые ритуалы, такие как «шраддха» (поминание родителей), чтобы принести им счастье даже в том мире, куда они отправились после смерти».
«Падма Пурана»

«Средний ребенок: он не счастлив, не несчастлив со своими родителями, ничего им не дает, но ничего у них и не забирает».
«Падма Пурана»

Все перечисленное распространяется не только на семейные отношения, но и на производственные и т.д. Поэтому человек должен научиться не завидовать чужому богатству и стараться отдавать все свои как моральные, так и физические долги.

4. Агами-карма

Агами-карма — это вид кармы, при которой результаты деятельности, накопленные в прошлых жизнях, предназначены не для настоящего воплощения, а для будущих. Как происходит такой феномен, можно понять, если сравнить формирование наших поступков с деревом. Если мы совершаем какой-то поступок, то садим тем самым в почву нашей судьбы семя. Оно требует от нас «влаги» или поддержки, и поэтому у нас появляется склонность делать подобные поступки. Так мы поливаем семя, оно всходит и появляется привычка совершать этот вид деятельности. Дальше, когда мы длительно его совершаем, то росток, увеличиваясь, начинает давать ветки. Ветки, выросшие из стабильной деятельности — это не что иное, как поступки, которые вытекают из предыдущих. Например, доброта является матерью правдивости, и поэтому добрый человек постепенно становится правдивым. Человек, склонный к разврату, через некоторое время становится жадным и гневливым. Затем эти ветки дают листья — это тот эмоциональный настрой, который окружает нас в жизни. Поэтому мы находимся постоянно в каком-то настроении. Через некоторое время появляется цветок — это новый вид вкуса к жизни. Цветок постепенно превращается в плод — так назревают те события, которые были заложены семенем, и именно они приносят нам возмездие за наши дела. Только после созревания плода мы его кушаем или испытываем счастье или страдание в зависимости от того, что совершили. Другими словами, после этого мы «пожинаем» плоды своих поступков.

«Бедность, болезнь, сожаление, тюремное заключение и другие беды — это плоды, рожденные на дереве собственных грехов».
Чанакья Пандит

«Хорошие привычки милосердия, познания и аскетизма, практиковавшиеся в течение многих прошлых жизней, продолжают культивироваться в этом рождении, благодаря связи нынешней жизни с предыдущими».
Чанакья Пандит

Теперь, что касается агами-кармы, то если семена, которые были посажены в прошлой жизни, в этой успели дать только лишь росток и ветки, а плоды еще не появились, то следует ждать результата этого поступка не раньше, чем в следующей жизни.

Вопрос: Выходит, мы в этой жизни многое про себя не знаем?
Ответ: Так оно и есть. Наблюдая за собой всего одну жизнь, мы не должны делать о себе глобальные выводы. Каждый разумный человек предполагает, что в прошлом он совершал какие-то плохие поступки и этого нужно сильно бояться.

Вопрос: Как мы можем предполагать о том, что мы делали плохие поступки в прошлых жизнях?
Ответ: Если вы очень наблюдательны, то можете заметить за собой определенные наклонности, которые не формируются в поступок, но все равно присутствуют в сознании. Например, вдруг ни с того ни с сего хочется кого-то ударить или что-то в этом роде. Однако само присутствие желания еще не значит, что мы должны идти у него на поводу. В этом и заключается наша свобода выбора — терпеть ненужное желание или стать марионеткой в его руках.

Вопрос: Как растет дерево плохих поступков у людей, находящихся под влиянием разных гун материальной природы?
Ответ: Люди в благости в большинстве случаев не реагируют на еще не реализованную, но проявленную плохую карму. Люди в страсти всегда реагируют на ту плохую проявленную карму, которая находится в страсти, и пытаются терпеть свою плохую карму в невежестве. Люди в невежестве идут на поводу у всей своей плохой кармы, и поэтому их дерево плохих поступков быстро растет и дает плоды.

Вопрос: Может ли дерево поступков, плоды которого должны созреть в следующем воплощении, дать свои плоды в этой жизни?
Ответ: Может, если мы сильно постараемся совершать поступки, связанные с ростом этого дерева.

Вопрос: Если мы совершали духовно направленные поступки, есть ли у них своя карма?
Ответ: Это называется не карма, а духовный вкус и склонность заниматься духовной практикой. Если человек когда-либо начал заниматься духовной практикой, то он обязательно продолжит этим заниматься в следующих жизнях. На духовном пути ничего не теряется.

Подобная деятельность, наоборот, сжигает материальную карму и упрочняет нашу связь с духовным миром.

«Знание — друг в пути, жена — в доме, лекарство — при болезни, а религиозность (духовное знание) — это единственный друг после смерти… Нет счастья, равного духовному знанию».
Чанакья Пандит

У кармы существует еще другая классификация, указывающая на действия, которые необходимо совершать для избавления от грехов.

Автор: Олег Геннадьевич Торсунов
Источник: книга «Закон кармы»

Это может быть вам интересно
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии