Классификация болезней: 3 основных типа

Есть 3 основных типа болезней:

  • Болезни эндогенного (внутреннего) происхождения. При эндогенных болезнях все происходит наоборот. Психические болезни могут возникать при выходе из равновесия как ментальных дош (раджас, тамас), так и ваты, питты и капхи, а также при интенсивных переживаниях или же злоупотреблении опьяняющими веществами.
  • Болезни экзогенного (внешнего). При экзогенных болезнях – а в них входят инфекции, эпидемии, профессиональные заболевания, ятрогенные болезни, несчастные случаи, дурное расположение планет и одержимость духами – сначала появляются симптомы, а уже за ними следует разбалансировка дош.
  • Болезни психического происхождения. Психические болезни могут проявляться в уме (как например беспокойство), в теле (как например астма) и в уме и теле одновременно. К примеру, запор может быть чисто психического происхождения, вызываемый сильной умственной привязанностью и «тугостью».

Причем бо­лезнь одного типа может вызывать болезнь любого другого типа.

С другой точки зрения, есть только один тип болезни, и исходит он изнутри как результат праджняпарадхи. Согласно этой теории, даже такие как будто бы неподвластные нам события, как несчастные случаи, обусловлены длительно сдерживаемым стрессом, который время от времени выплескивается в сознание, подобно землетрясению, и толкает человека, сознательно или подсознательно, на опасный путь.

Кроме этого, болезни подразделяются по силе, излечимости, этиологии (особенно холодные в сравнении с горячими), симптомам, локализации, времени (например, обостряющиеся в дневное или же в ночное время, или в определенное время года, или на определенной стадии пищеварения), вероятному исходу и методам лечения. Ятрогенные болезни, возникающие как результат лечения от другого заболевания, составляют отдельную категорию. Тибетская медицина насчитывает 12 видов таких побочных эффектов, причем возникать они могут и при удачном, и при неудачном лечении.

Болезни бывают:

  • первичные (возникающие сами по себе)
  • вторичные (возникающие как осложнение прежде существовавших болезней)

По наблюдению Мадхавы, иногда исчезновение одной болезни означает приход ей на смену новой, хотя чаще случается так, что первая болезнь тянет за собой вторую и сосуществует с ней. Ракта-питта (склонность к кровотечениям) может быть и причиной, и результатом жара, а соединяясь вместе, они могут вызвать шошу (истощение, буквально засыхание). Диарея, малабсорбция и геморрой способны вызывать друг друга, а обычная простуда, пущенная на самотек, может превратиться в кашель, который, если пре­небрегать лечением, может повлечь за собой туберкулез, который может убить пациента.

Все болезни сопровождаются:

  • Недостаточное питание тканей. Высушивает тело. Вещества и виды деятельности, высушивающие тело, – сухая или лежалая пища, длительное пребывание под солнцем или на ветру, страх, беспокойство, грусть, воздержание от сна, старость, потеря большого количества крови, семени, фекалий и других тканей или отходов – ослабляют пищеварительный огонь, точно так же как обычный костер гаснет от недостатка дров. Если тело становится слишком сухим, оно не может выработать достаточного количества расы для полноценного питания тканей. От недостатка расы снижается выработка оджаса, что ослабляет как ментальный, так и физический пищеварительный огонь. Поскольку сухость является свойством ваты, высушивание тела вызывает возбуждение ваты и обычно ведет к заболеваниям вата-типа.
  • Избыточное питание тканей. Делает тело чересчур влажным. Вещества и виды деятельности, вызывающие «переувлажнение» организма, ослабляют пищеварительный огонь точно так же, как мокрые дрова гасят огонь костра. Поскольку большинство болезней у богатых людей происходит от разного рода излишеств, это переувлажнение (абхишьянди) и есть основная причина их слабого здоровья. Когда провидцы Аюрведы решили колонизировать сравнительно засушливые земли, они говорили о множестве болезней, которые поражают жителей влажных мест при этом. Они имели в виду абхишьянди – состояние переувлажненности, в котором оказывается практически любой житель сырого климата. Свойством абхишьянди естественным образом обладают некоторые вещества независимо от их происхождения, такие как йогурт, свинина и соль.

Автор: Роберт Свобода
Источник: книга «Аюрведа: жизнь, здоровье и долголетие»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии