Болезни: 6 стадий

Слабость внутреннего огня – это коренная причина всякого нездоровья. Вата – главная причина развития любой болезни. Ама – основной агент, питающий болезнь. Все заболевания, при любых вовлеченных дошах, проходят 6 стадий развития.

6 стадий развития болезни

1. Накопление
2. Возбуждение
3. Распространение
4. Локализация
5. Проявление
6. Специализация

1. Накопление

В результате влияния болезнетворных факторов, одна или больше дош начинают скапливаться в местах своего основного пребывания:

  • Вата – в толстой кишке.
  • Питта – в тонком кишечнике.
  • Капха – в желудке.

Каждая из них производит характерные для себя симптомы:

  • Вата вызывает слабость и сухость в теле, желание утеплиться и согреться, скованность или переполненность живота, скопление газов, запор, нарушение сна и страхи.
  • Питта дает ощущение жжения, повышение температуры тела, горький вкус во рту, пожелтение кожи, повышенную кислотность в желудке и гневливость.
  • Капха создает вялость, тяжесть в конечностях, бледность, вздутия, потерю аппетита и ослабление пищеварения.

На этой стадии вывести избыток дош из организма легче, чем на последующих. Поэтому для укрепления здоровья важны сезонные очищения, – они выводят доши, накопившиеся естественным образом из-за свойств, присущих временам года.

2. Возбуждение

На этой стадии, которая буквально означает «раж», доши продолжают увеличиваться и оказывать давление на места пребывания, проявляя описанные выше симптомы в более выраженной форме. И все же на этой стадии устранить доши еще достаточно просто, но при этом нужно укреплять и органы, в которых они накапливаются, поскольку эти органы испытывают стресс от избыточного присутствия дош.

Дошам не обязательно предварительно накапливаться для того, чтобы «прийти в раж», – если основная причина достаточно сильна, возбуждение дош может случиться сразу. Наглядный пример – обычная простуда. Некоторые виды простуды возникают из-за слизи, обусловленной накоплением дош, другие же появляются сразу после переохлаждения. Последнее может случиться, если человек просто выходит морозной зимней ночью из теплого дома. Из-за холода в голове перекрываются каналы, и находящиеся в ней доши (а обычно это вата и капха) сразу возбуждаются, даже если они находятся в равновесии в местах своего основного пребывания.

3. Распространение

Если возбуждение остается без внимания, доши покидают свои дома и начинают, как бродяги, слоняться по телу в поисках места, где они могли бы найти какое-нибудь пристанище. Все прежние симптомы ухудшаются, капха может вызвать рвоту, питта – понос, вата – колики в толстой кишке и боли при дефекации с высвобождением большого количества газов. Распространение также может происходить и без предварительного накопления или возбуждения дош – они могут переместиться под влиянием возбужденной ваты.

Вату могут выводить из равновесия мощные дестабилизирующие факторы. Такими факторами являются, например, сильное желание (особенно сексуальное), вынужденная бессонница, повышенная болтливость, чрезмерная активность (особенно на пустой желудок), рвота или понос (вызываемые без должной подготовки), большая радость, сильная грусть, сдерживание естественных рефлексов (например, чихания, кашля).

Прерывание естественного движения ваты, или ритма, само по себе достаточно для того, чтобы привести в действие многие болезненные процессы. Под влиянием сбившейся с пути ваты доши могут подниматься вверх, опускаться вниз и растекаться по организму, сея расстройства там, куда их занесло ветром ваты. На санскрите сбившаяся с пути вата называется пратилома, что буквально означает «против шерсти», и это не случайно, так как направление движения ваты напрямую связано с направлением роста волос на теле человека. Волосяной покров, представляющий собой как бы отходы от производства костей (то есть ткани, в которой преобладает вата), – это внешний показатель происходящего внутри тела движения ваты. Хирург, работающий по принципам Аюрведы, никогда не делает надрез на коже против направления роста волос, так как это означало бы лишнее вмешательство в течение ваты, что причиняет пациенту дополнительную боль и замедляет исцеление. До тех пор пока вата пребывает в качестве пратиломы, она создает функциональные препятствия для движения различных веществ в каналах. Цель лече­ния – вновь превратить ее в анулому, то есть в «текущую по росту волос».

Представьте себе, что вы, подобно многим современным людям, живете по большей части головой и не уделяете телу должного внимания. Такое принудительное удержание энергии в верхней части тела ослабляет нисходящее движение апаны (формы ваты, управляющей выведением отходов) и превращает ее в пратилому. И поскольку пратилома апана не может как следует исполнять функции апаны, возникают запоры, задержание мочи, колики, скопления газов, импотенция и даже эндометриоз (обусловленный попаданием менструальной крови, которая в норме должна выводиться из тела, в брюшную полость). Пратилома-апана, расстраивая другие виды ваты, может вызывать головную боль. Этот пример является хорошей иллюстрацией той цепочки причин, которая на самом деле представляет собой замкнутый круг: энергия в голове расстраивает апану, а апана портит энергию в голове. Одно усиливает другое, и выйти из этого заколдованного круга можно только разбив его.

Вата сбивается с правильного пути, когда перестает двигаться в естественном для себя ритме. Хорошие самскары тренируют тело и ум к тому, чтобы жить в гармонии как с внутренними ритмами, так и с внешним ртамом. Вероятность разбалансировки и болезни при этом существенно снижается. Плохие самскары делают человека беззащитным перед паразитами на различных планах существования. Для хорошего здоровья нужна «грация под давлением», то есть умение действовать в соответствии с требованиями сезона (рту) и космического ритма (ртам) даже в самых невыгодных обстоятельствах, так чтобы вата по-прежнему текла в верном направлении и с правильным ритмом.

Гати-ваты – это, с одной стороны, способ движения ваты по телу, а с другой – направление этого движения. Восходящее движение пратиломы-апаны – это пример ненормальной гати, и какая именно ткань расстроится от сбившейся с пути апаны, будет зависеть от ее марги, то есть от пути следования по телу. Слово путь родственно санскритскому слову патха с тем же значением. От слова патха происходит слово патхья, которое означает нечто присущее данному пути, «путевое». При лечении болезни патхья – это специально подобранные питание и режим, которые возвращают блуждающую дошу на присущий ей путь, а человека – на свойственную ему жизненную дорогу. Подобно «путелогии» доктора Берни Зигеля (каламбур от «патологии»), аюрведическая патология указывает, насколько хорошо человек придерживается своего жизненного пути, поскольку это отражается в путях дош по телу.

Каждая болезнь протекает своим собственным путем. В тибетской медицине считается, что болезнь пребывает и распространяется в коже, развивается в плоти, продвигается по каналам, пристает к костям и опускается к жизненным органам и органам-резервуарам. В Аюрведе эта система разделяется на 3 марги, или 3 пути, по которым идет болезнь:

  • внутренний (висцеральный)
  • внешний (периферийный)
  • срединный, иначе называемый марма

Внутренний проход, состоящий из пищеварительного тракта и ткани расы, как правило, первым подвергается удару со стороны дош, поскольку для тех вполне естественно сосредоточиваться в основных органах пищеварения. Если не устранить доши активным очищением или хотя бы не ослабить их, то рано или поздно они изменят направление своего движения (гати) и вместо того, чтобы вытекать из тела, начнут втекать в его периферийный проход, состоящий из остальных 6 тканей. Если нарушенное равновесие усугубляется приемом стимуляторов, сильных аллопатических медикаментов или просто депрессивными эмоциями, то и ама, и доши проникают еще глубже в ткани и попадают в проход марма, который включает в себя все жизненно важные органы, в частности сердце и мозг. Хотя 3 пути представляют постепенно углубляющийся процесс проникновения болезни в организм, проявление болезни в каждый период времени обычно ограничивается каким-нибудь одним путем. Если затрагивается более чем один путь, лечение становится более проблематичным.

Но какое бы направление и какой бы путь ни избрали доши, в конце концов они отыскивают удобное место для нанесения главного удара.

4. Локализация

Как правило, доши локализуются в тех областях тела, которые уже были ослаблены. Чарака сравнивает этот процесс с выпадением дождя. Туча плывет по небу до тех пор, пока не оказывается в соответствующих атмосферных условиях, которые толкают ее на то, чтобы освободиться от груза содержащейся в ней воды. Точно так же, когда циркулирующие доши находят подходящее место для сосредоточения, они скапливаются в нем и вызывают специфическое расстройство, препятствуя физически или функционально нормальной работе расположенных в этом месте каналов. И здесь не важно, насколько интенсивно вовлекаются ткани и отходы: вовсе не они являются непосредственной причиной заболевания. Болезнь вызывается наличием в тканях или отходах возбужденных дош, точно так же как ожог от прикосновения к накаленному гвоздю вызывается заключенным в железе жаром, а никак не самим гвоздем. Все болезни, даже те, что вызываются патогенными микроорганизмами, классифицируются в соответствии со стоящими за ними дошами, которые и являются истинными причинами болезни.

На этой стадии появляются предварительные симптомы, возвещающие начало болезни. Легочный туберкулез часто начинается с повышения температуры по вечерам, которое сопровождается ощущением жжения в ступнях и ладонях. Первые признаки диабета – учащенное мочеиспускание, особенно по ночам. Диарее часто предшествует запор, а о начинающейся лихорадке обычно говорит переменчивое стремление сперва к теплу, а затем к прохладе.

5. Проявление

На этой стадии болезнь распознается как таковая. Например, когда вата в силу своей сухости меняет вкус оджаса с присущего ему сладкого на вяжущий и переносит его в мочевые органы, результатом является диабет.

6. Специализация

Конкретная форма болезни выявляется в результате специализации, которая обычно характеризуется преобладанием той или иной доши. Например, отек – это опухание кожи, мышечной или другой ткани, как правило, в результате накопления жидкости.

  • Отеки, вызываемые ватой – ямок не оставляют.
  • Отеки, вызываемые питтой – очень мягкие.
  • Отеки, вызываемые главным образом капхой, при надавливании оставляют ямки.

Почти все болезни имеют по нескольку разновидностей.

Автор: Роберт Свобода
Источник: книга «Аюрведа: жизнь, здоровье и долголетие»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии