Пищевые продукты: свойства

Основу диеты обыкновенного человека должны составлять злаки. Типичная индийская еда, как и еда во многих других традиционных культурах, состоит из довольно большого количества зерна, к которому подается меньшее количество бобовых, мяса, зелени, овощей или других пищевых добавок, улучшающих вкус и свойства главного зернового блюда.

Пищевые продукты

Зерновые
Бобовые
Мясо
Овощи
Фрукты
Орехи
Молочные продукты
Растительные масла и животные жиры
Сладости
Приправы

Зерновые

  • Кукуруза. Горячая и сухая, кукуруза способна увеличивать вату, если только она не готовится с маслянистыми веществами. Кукуруза особенно популярна в северной Индии в зимнее время, где ее едят с зеленью горчицы, чтобы снабдить организм дополнительным количеством тепла. Чай из кукурузных рылец – хорошее мочегонное средство.
  • Пшеница. Сладкий, прохладный, тяжелый и маслянистый продукт. Она помогает более тесному взаимодействию тканей и органов тела, уравновешивает вату и питту и является животворной, сексуально возбуждающей и стабилизирующей пищей. Питающиеся пшеницей жители северной Индии иногда посмеиваются над рисоедами из южных штатов из-за их более легкого и приземистого сложения, на что южане обычно отвечают поговоркой, возможно, взятой из Аюрведы: от пшеницы увеличиваются мускулы, а от риса – мозги.
  • Рис. Главная для Индии зерновая культура. Сладкий и охлаждающий, имеет сладкий эффект после переваривания и легок для усвоения. Рис дает твердый стул, уравновешивает питту и может слегка стимулировать вату. Жидкая рисовая каша отличная пища и для больных, особенно при внутрикишечных воспалениях, жаре и лихорадке, и для выздоравливающих. Рис, приготавливаемый с мясом, овощами, жиром, растительным и топленым маслом, костным мозгом, фруктами, черными бобами, бобами мунг, молоком или кунжутом, является общеукрепляющим, чрезвычайно питательным и полезным для сердца. Рис используется для приготовления многих лекарств и сам по себе считается лекарством (например, при сильных менструальных кровотечениях рис по нескольку раз моют в воде и дают женщинам пить эту воду).
  • Ячмень. Сухой, прохладный, сладкий и не тяжелый, увеличивает вату, если только не готовится в виде жидкой кашицы, увеличивает количество кала и стабилизирует организм. Ячмень считается вяжущим, увеличивающим силу, и помогает справляться с увеличением капхи. Ячмень – это лучшая пища при любых расстройствах питты, а также при респираторных заболеваниях и нарушениях усвоения питательных веществ. Кашу из ячменя часто дают выздоравливающим. Щелочь, получаемая из пепла при сжигании ячменя, применяется для лечения почечных камней и при отеках, особенно в сочетании с кокосовым молоком; используется при лечении колик и респираторных болезней, а также в качестве заменителя соли.

Бобовые

  • Бобы мунг. Лучшие из всех бобовых. Вяжущие, сладкие и прохладные, с острым эффектом после переваривания. Будучи сухими, легкими и очищающими, они уравновешивают капху и питту. Суп из этих бобов идеален и во время болезни, и при выздоровлении. Питательное и очищающее блюдо из лущеных бобов мунг с рисом, называемое кичари или кичади, может быть рекомендовано практически всем и практически при любом состоянии здоровья; оно выводит из организма токсины. Кроме того, считается, что бобы мунг улучшают зрение.
  • Желтая чечевица (Cajanu cajan). На сегодняшний день это самый популярный в Индии продукт из семейства бобовых. Однако, при неумеренном потреблении он обостряет питту. Кашица из семян и листьев иногда прикладывается к женской груди, чтобы остановить выделение молока.
  • Кулаттха (Dolichos biflorus). Эти маленькие, светло-коричневые бобы чаще используются как лекарство, нежели как пища. Их отвар применяется для лечения болезней мочеиспускательного тракта, лейкореи и при менструальных расстройствах, а также для очищения металлов и минералов.
  • Кунжут. Чарака относит кунжут к бобовым. В ведические времена это было единственное масличное растение, культивировавшееся древними ариями, причем остатки кунжута обнаружены еще в Хараппе. Это сладкий, горький, вяжущий и горячий продукт, оказывающий сладкий эффект после усвоения. Будучи тяжелым и маслянистым, он увеличивает питту и капху и уменьшает вату. Он особенно хорош для волос и кожи. Семена до настоящего времени используются как средство для прерывания беременности, а из толченых семян готовятся притивоязвенные припарки. Черные семена кунжута способствуют обновлению костей и волос. Кунжутное масло служит в Аюрведе основой для большинства лекарственных масел.
  • Турецкий горошек, чечевица и обычный горох. Все это вяжущие и сладкие на вкус продукты, прохладные, легкие и острые после усвоения. Они полезны для питты и капхи, так как хорошо высушивают тело, и по той же причине не хороши для ваты. Самым сильным иссушающим эффектом обладает чечевица.
  • Черные бобы (Phaseolus radiatus). Выглядят в точности как бобы мунг, но цвет их гораздо ближе к черному, чем к зеленому. Имеют вяжущий и сладкий вкус, горячи по своему воздействию и сладки после переваривания. Будучи тяжелыми, маслянистыми и общеукрепляющими, черные бобы уравновешивают вату и «быстро возвращают мужество». Они увеличивают объем кала и полезны при нервных расстройствах, а также как средство от кашля и жара, вызванного общим ослаблением организма. Лекарственное масло, в которое в качестве основных составляющих входят черные бобы и козлиное мясо, применяется для лечения мускульной и нервной слабости, а также паралича.

Мясо

В разделе «Сутра-стхана» Чарака пишет:

«Для слабых, истощенных, испытывающих недостаток семени, для тех, кто желает укрепить силы и улучшить цвет лица, мясной бульон должен быть признан настоящим нектаром».

Самым лучшим, с точки зрения укрепления тела, считается мясо петуха. Однако, привычки к мясу, за исключением оленины и, может быть, козлятины и цыплят, следует тщательно избегать. Ежедневным блюдом оно может служить лишь тем, кто «постоянно физически упражняется и забавляется женщинами и вином, чтобы не дать им ослабнуть или заболеть». Но даже и в этих случаях мясо – это, по сути дела, приправа, и потреблять его лучше в виде супа или отвара, чем в виде бифштексов и гуляшей.

  • Говядина. Говядину используют для успокоения чрезмерно разбушевавшегося пищеварительного огня и как средство против атрофии тканей. Говядину применяют, как правило, лишь в случае болезней, вызванных расстройством одной только ваты.
  • Козлиное мясо. Козлиное мясо не столь тяжело и жирно, как мясо других животных. Оно не возбуждает доши и хорошо для перестройки тканей.
  • Рыба. Сладкая, тяжелая, жирная, горячая, сексуально возбуждающая и общеукрепляющая, рыба лечит расстройства ваты. Считается, что речная рыба расстраивает питту и кровь и вызывает объемистый стул, тогда как прудовая рыба более приемлема и не расстраивает питту.
  • Свинина. Свинина – тяжелый, укрепляющий продукт и половой возбудитель. Она уравновешивает вату и способствует отложению жиров и строительству тканей.
  • Всякое мясо является тяжелым, но мясо животных из засушливых областей, как правило, легче мяса животных из влажных мест. Следует избегать мяса истощенных, ожиревших, слишком старых или же слишком молодых (телятина) животных, а также тех животных, которые не были настигнуты смертью, гуляя на воле. Это последнее требование выключает из рассмотрения почти все мясо, доступное для нас сегодня, – его получают от накачанных гормонами и антибиотиками животных, проводящих все свои дни в бессмысленном стоянии среди собственных нечистот, в крайне неестественной обстановке. Их ткани насквозь пропитаны отходами метаболизма. И когда к этим ядам добавляются химические вещества, вырабатываемые животными, когда их тащат на убой, то становится совершенно ясно, что такое мясо непригодно к употреблению. Неудивительно, что употребление красного мяса считается одной из причин распространенного ныне рака толстой кишки.

К другим недостаткам мясного питания относятся следующие: производство животного белка требует примерно в 10 раз больших затрат природных ресурсов, чем производство того же количества белка растительного; животные тоже обладают сознанием и имеют такое же право на жизнь, как и мы. Насилие порождает насилие. Иначе говоря, добытая насильственным путем пища скорее всего усилит агрессивные наклонности в сознании едока. Мясо, даже пригодное с точки зрения тела, остается непригодным с точки зрения ума, который становится сверхактивным и при этом лишается гибкости. Аюрведа поощряет питание мясными продуктами, когда речь заходит о самосохранении индивидуума, поскольку «в любых обстоятельствах нужно заботиться о своей жизни». Однако если появляются другие, помимо мяса, способы сохранения жизни, то насилие недопустимо, тем более если убийство животного заканчивается лишь отупением и ожирением едока.

Овощи

Завезенные из Нового Света картофель и помидоры вытеснили из ежедневного меню индийцев большинство овощей, существовавших во времена Чараки. Замечательным исключением является разве что огурец. В целом, корнеплоды (свекла, морковь, пастернак, редис, шведская брюква, репа), будучи тяжелыми и землистыми, хороши для ваты, но не столь хороши для капхи и питты, тогда как листья (шпинат, салат, капуста и т.д.) и выжимки хороши для капхи и питты, но не столь хороши для ваты. Из всех наших овощей самым лучшим, пожалуй, является спаржа, а самым худшим – помидоры. Традиция Аюрведы строго предписывает воздерживаться от большинства овощей во время лечения, так как большинство из них обладают вяжущими свойствами и таким образом перекрывают каналы именно в то время, когда они должны быть широко открыты. Трем овощам, однако, воздается особая похвала за их удивительную полезность. Овощи эти – лук, чеснок и имбирь.

  • Огурец. Сладкий, тяжелый, сушащий и охлаждающий продукт, который замедляет движение пищи в кишечнике и, кроме того, обладает мочегонным действием. Лучше для питты. Огурцы помогают при отравлениях, вызываемых действием алкоголя, и прикладываются к коже в качестве вяжущего средства.
  • Каравеллака (Momordica charantia) – это очень горький, похожий на огурец овощ, который в Индии едят диабетики, чтобы понизить уровень сахара в крови.
  • Баклажан. Баклажаны имеют 2 основные разновидности, одна из которых (более известная на Западе) с большими плодами является охлаждающим, трудным для усвоения продуктом, со слабительным и мочегонным действием. Эти баклажаны возбуждают капху и успокаивают питту и вату. Баклажаны второго вида с маленькими плодовыми телами горьки, остры и легки для пищеварения. Они усиливают пищеварительный огонь и способствуют увеличению питты.
  • Люффа. Некоторые виды люффы, используемые в сушеном виде как мочалка, тоже относятся к овощам, тогда как другие виды применяются лишь как рвотное и очистительное средство.
  • Редис. «Горячий», острый овощ, – лучше для ваты и капхи, а холодные, как например огурец. Молодой, нежный на вкус редис возвращает дошам утраченное равновесие, а перезрелый это равновесие нарушает.
  • Батат. Батат лучше для ваты и питты, чем для капхи.
  • Бамия. Бамия, один из видов гибискуса, богата белком и обладает мочегонным эффектом, а ее слизь дается как успокоительное при дизентерии. Жевание ее семян отбеливает и укрепляет зубы.
  • Репа. Вяжущая, сочная репа хороша для ваты, капхи, волосяного покрова и для поддержания телесного тепла, но не подходит для питты.
  • Помидоры. Томатный суп иногда предлагают ослабленным и выздоравливающим людям, но для ежедневного употребления он не годится, так как возбуждает одновременно и капху, и питту. Помидоры в сыром виде расстраивают и вату.
  • Имбирь. Лекарство, состоящее из одного имбиря, известно под именем «универсального средства», и действительно, имбирь очень близок к тому, чтобы это название оправдать.
    • Сушеный имбирь, используемый, главным образом, в медицинских целях, сладок, горяч и остр. После усвоения сладок. Имбирь контролирует и уравновешивает все 3 доши (хотя, взятый сверх меры, он может возбуждать питту).
    • Свежий имбирь, используемый, главным образом, в кулинарии, имеет свойство увеличивать питту и потому не рекомендуется в тех случаях, когда питта и так достаточно высока, то есть при таких болезнях, как различные кровотечения, кожные заболевания, лихорадка, а также в летний сезон. Древние тексты именуют имбирь «убийцей удовлетворения» за его способность воспламенять аппетит. «Бхавапракаша» учит, что человек обязательно должен съедать перед едой немного свежего имбиря и каменной соли для усиления пищеварительного огня, улучшения аппетита и очищения горла и языка.
    • Как составная часть порошка, именуемого «Хингваштака чурна», имбирь нормализует образование кишечных газов и препятствует вспучиванию живота.
    • Порошок имбиря, как показали исследования, проведенные в Великобритании, предотвращает укачивание в транспорте, а при хронических поносах тот же порошок пьют после еды, разводя его в воде вместе с каменной солью и тмином.
    • Имбирь с лимонным соком, сахаром или солью – это широко распространенное в Индии средство первой помощи при солнечном или тепловом ударе.
    • Аюрведа называет имбирь наилучшим «переваривателем токсинов», применяя его, например, в виде крепкого чая с касторовым маслом, для лечения ревматизма и ревматоидного артрита.
    • Имбирь улучшает кровообращение, в особенности тогда, когда прикладывается непосредственно к телу.
    • Имбирные ванны дают ощущение тепла и отчасти снимают мышечную и костную боль.
    • Мазь из имбирного порошка, накладываемая на лоб, облегчает некоторые виды головной боли, сок свежего имбиря помогает при некоторых болях в ушах, а жженый имбирь с солью полезен для зубов и десен.
    • Смешанный с куркумой в горячем молоке, сухой имбирь рассасывает и увлажняет плотные образования в дыхательных путях. Как отхаркивающее средство сухой имбирь дают с медом в смеси с черным или длинным перцем (Piper longum). Свежий имбирный сок в сочетании с соком мяты, лимонным соком и медом помогает при сухом кашле, фарингите, бронхите, тошноте и рвоте. При гриппе дают свежий имбирный сок с отваром пажитника и медом.
    • Сухой имбирь и высохший сок сахарного тростника способствует более свободному движению мочи и кала, а подслащенный имбирный чай в некоторых случаях помогает при нарушениях или отсутствии месячных.
  • Лук. Чарака утверждает, что лук увеличивает капху и успокаивает вату, но не питту. С этим спорит «Харита-самхита», утверждающая, что лук снижает как вату, так и капху. Другие источники указывают на то, что лук снижает и питту, и капху. Эффект, оказываемый луком, зависит в первую очередь от того, к какой разновидности принадлежит лук (красный лук, вообще говоря, горячее и, следовательно, производит больше питты, чем желтый и белый лук) и каково его состояние (обжаренный и вареный лук теряет почти всю свою остроту и производит больше капхи, чем свежий). Все, однако, согласны с тем, что лук – укрепляющий, тяжелый и возбуждающий аппетит продукт. Сырой лук сладок и остр, вареный – просто сладок.
    • Лук горяч по своему воздействию и сладок после усвоения. Стимулирует сердце, способствует выработке желчи, снижает уровень сахара и уменьшает кишечные газы и колики.
    • Свежий луковый сок обладает умеренными бактерицидными свойствами и является хорошим сердечным тоником, если принимать его с медом или старым (7 лет и более) пальмовым сахаром. Лук – известный афродизиак, особенно в сочетании с медом, имбирным соком и топленым маслом, это один из продуктов, таких как мед и топленое масло, про которые говорится, что они увеличивают семя «немедленно» после употребления. Одно из его санскритских названий – кандарпа – является также именем Камадевы, индийского бога любви.
    • Бессчетное число народных рецептов давно превратило лук в почетного члена домашней аптеки. Луковый сок закапывают в глаза (с медом, при болях и катаракте), в нос (от насморка и кровотечений, а также при потере сознания) и в уши (при боли в ушах). Считается, что паста из лука, если намазать ею пятки, снимает головную боль, равно как и вдыхание растертого лука. Последнее также предписывается при тошноте и рвоте. Потребляемый с пищей, лук защищает зубы от разрушения. В различных сочетаниях он применяется при лечении алопеции, астмы, ларингита, поноса, дизентерии, мочевых камней, задержания мочи, геморроя, аменореи, абсцесса молочной железы, теплового удара и ревматизма.
  • Чеснок. В писаниях древних египтян, вавилонян, китайцев, греков и римлян чеснок всюду упоминается как чудесное средство от самых разнообразных болезней. Санскритские тексты именуют его то «Отвращающим», то «Высшим лекарством», то «Врагом ваты», то «Лакомством греков» (то есть «еретиков»), то «Лишенным одного вкуса» – последнее за то, что из 6 вкусов чесноку не хватает только одного, а именно – кислого. По словам «Бхавапракаши», корень чеснока острый, лист – горький, стебель – вяжущий, верхушка стебля – соленая, а семена – сладкие. Чеснок называют «Остатком Раху» по имени демона Раху, которому удалось украдкой пригубить нектар бессмертия, за что хранитель мира Вишну отсек ему голову своим волшебным диском. Капля крови при этом упала на землю, и из нее появилось на свет растение чеснока. Оно, таким образом, обладает как небесными, так и инфернальными свойствами: это подлинный эликсир для тела, но ум от него становится нетерпимым и усиливается тамас. С этим утверждением согласуются исламские мифы, рассказывающие о том, как растение чеснока выросло в том месте, где левая нога Сатаны коснулась земли. Чеснок успокаивает вату и капху, но увеличивает питту.
    • Этот тяжелый, сексуально возбуждающий продукт помогает родителям воспитывать детей умными, укрепляет силу и память, услаждает горло, очищает зрение, улучшает цвет лица, пищеварение и питание тканей.
    • Чеснок полезен при переломах, при лечении сухости кожи, при расстройстве ваты, глистах, геморрое, коликах, кашле, сердечных болезнях, хронической лихорадке, астме, расстройствах капхи и слабом пищеварении.
    • Опыты в лаборатории показали, что чесночный сок способен уничтожать вредоносные бактерии, оставляя полезные в неприкосновенности. Разбавленным чесночным соком английские врачи стерилизовали бинты во время Первой мировой войны, чтобы уберечь раны от заражения. Чеснок как основное или вспомогательное лекарство использовался при тифе, дифтерии, одышке, пневмонии, бронхите, бронхоэкстазии, гриппе и туберкулезе.
    • Чеснок снижает уровень холестерина и выводит тяжелые металлы из организма.
    • Чеснок улучшает аппетит и кровообращение, понижает высокое кровяное давление, облегчает боль в суставах и во всем теле.
    • Одна из причин высокой эффективности чеснока состоит в том, что он способен очень быстро проникать во все части тела (в этом он сходен с такими вещами, как мед, пажитник и многие яды). При натирании чесноком подошвы ног, что практикуется некоторыми людьми как средство от обыкновенной простуды, или после клизмы с отваром чеснока, его характерный запах быстро появляется в дыхании. Это именно то свойство, благодаря которому собака, привыкшая есть чеснок, становится малопривлекательной для блох, поскольку ее пот начинает издавать сильный чесночный запах.
    • Чеснок применяют в виде сока, порошка, мази, отвара, припарок, коллириума. Препараты чеснока готовятся на молоке, топленом или растительном масле, а иногда в виде вина и варенья. Пепел чеснока входит составной частью во многие аюрведические рецепты. Некоторые люди вместо луковиц предпочитают менее острые на вкус молодые побеги и зелень чеснока, а правоверный брахман никогда не станет есть чеснок (лакомство еретиков), хотя ему и дозволено молоко и молочные продукты от коров, питавшихся чесноком.

Фрукты

  • Апельсин. Сладкий, слегка кислый и тяжелый фрукт. Полезен для сердца. Уменьшает вату. Он повышает привлекательность пищи, хотя труден в усвоении.
  • Бананы. Называемые в аюрведе именем небесной танцовщицы Рамбхи, бананы по праву считаются символом плодородия и поэтому часто украшают собой свадьбы. Многие люди на западе и юге Индии используют банановые листья вместо тарелок во время еды, а цветы банана применяются при лечении дизентерии и менструальных кровотечений. Плоды банана считаются афродизиаками, в то время как сок стеблей, наоборот, успокаивает половую активность, волнение ума и истерию. Плодами банана можно лечить как запоры, так и понос.
  • Виноград. Сладкий, охлаждающий, укрепляющий, сексуально возбуждающий, маслянистый. Утоляет жажду, лечит изжогу, жар, затрудненное дыхание, «жар в крови», изнурение тела, вызванное питтой или ватой, несварение, алкоголизм, горечь во рту и кашель. Листья используются при поносе, сок молодых побегов – при кожных болезнях. Достаточно подержать несколько изюмин во рту, чтобу утолить жажду, унять изжогу, справиться с кашлем и хрипотой. Замоченный на ночь изюм обладает всеми описываемыми выше свойствами винограда и полезен всем, в том числе беременным женщинам.
  • Гранат. В религии зороастрийцев гранат считается священным и часто используется в обрядах. Пророк Мохаммед, если верить легенде, советовал своим последователям есть гранаты для избавления от зависти. Кожура плода граната и кора его корня являются вяжущими и горькими, тогда как сам плод – сладкий, кислый, вяжущий, освежающий и сладкий после усвоения. Сладкая разновидность граната легка в усвоении, масляниста, обладает стимулирующим и сердечным эффектом. Она контролирует все три доши и уравновешивает вату и питту, тогда как кислая разновидность возбуждает питту и вату. Сок сладкого граната считается омолаживающим средством, а умудренные опытом продавцы сока в Бомбее рекомендуют его при поносе и «плохом желудке». Семена граната перемалываются в способствующий пищеварению порошок. Корой корня выгоняют глистов. Цветки или кожица плодов граната дается при поносе и дизентерии, используется для спринцевания при лейкорее и в мази при язвах и геморрое.
  • Груша. Дикая индийская груша – твердый, вяжущий плод, увеличивающий вату. Обычная садовая груша контролирует все 3 доши. Обе разновидности груши тяжелы и прохладны.
  • Гуава. Съедаемая без кожуры, гуава вызывает запор. Недозрелые плоды помогают при поносе, равно как и отвар коры дерева. Отваром листьев полощут распухшие десны и язвы во рту, а из самих листьев изготовляют припарки, применяемые при выпадении прямой кишки у детей.
  • Джамбу (Eugenia jambolana). Континент, на котором расположена Индия, называется Джамбудвипа, что в переводе означает «Остров Розовых Яблок». В Индии есть поверье, что джамбу, или розовое яблоко, – это бог облаков, воплотившийся в форму фрукта. Считается, что цвет плода под стать предгрозовому небу (хотя на самом деле он гораздо темнее). Джамбу вяжущий, сладкий и охлаждающий, острый после усвоения. Несмотря на свою тяжесть, плоды джамбу приводят три доши в равновесие. Семена понижают питту и капху, но чрезмерное их употребление увеличивает вату. Плоды помогают крови переносить прану к органам тела и применяются в лечении диабета, увеличения печени, поноса и геморроидального кровотечения. Уксус или лечебное вино из зрелых плодов используется как желудочное и мочегонное средство. У семян антидиабетический эффект выражен сильнее, чем у плодов. Семена применяются при поносе и дизентерии наравне с древесной корой и лиственным соком. Сок листьев очищает, восстанавливает энергию и в качестве наружного средства используется при поражениях хронического характера. Считается, что настой свежих молодых листьев помогает при бесплодии и склонности к выкидышу.
  • Инжир. Сладкий, питательный, укрепляющий, тяжелый, медленный в усвоении, слабящий, прохладный. Уравновешивает вату и питту.
  • Кокос. Сладкий, прохладный и маслянистый, укрепляет и строит тело. На санскрите он называется «благодатным фруктом», поскольку используется едва ли не в каждом религиозном обряде. Внутренняя жидкость молодого мягкого кокоса промывает почки и охлаждает организм; по мере созревания и высыхания кокоса она становится горячее. Кокосовое масло особенно ценно для питания волос, а кокосовые экстракты иногда используются при лечении туберкулеза и дрожжевых инфекций. Кокосовой пальме родственна пальма тодди, сок, плоды и корень которой охлаждают организм, а также помогают при гастрите. Сок, так же как и молодое кокосовое молоко, промывает мочевыделительный тракт. Этот сок обычно начинает бродить сразу после сбора. В результате получается алкогольный напиток тодди. Он используется как легкое слабительное, а также в припарках из рисовой муки, которые накладываются на воспаленные части тела.
  • Лайм. Индийский лимон, или лайм (Citrus acida, или С. medica подвид acida), – кислый, горький, вяжущий и охлаждаю­щий, сладкий после усвоения. Он не опасен для нормальной питты, но при повышенной требует осторожности. Лаймовым соком смазывают комариные и другие укусы, высыпания на коже, а также втирают в голову для устранения перхоти. Сок используется для лечения всех видов пищеварительных расстройств, в том числе поноса и дизентерии, и добавляется к пище как для лучшего усвоения, так и просто для аппетита. Лаймовым соком лечат диабет, запор, лихорадку, заболевания печени и селезенки, отравления, подагру, ревматоидные артриты и даже катаракту (находились смельчаки, которые закапывали его себе в глаза). Некоторые авторитетные источники утверждают, что нет такой болезни, от которой не излечивал бы должным образом приготовленный лайм.
  • Манго. Манго называют в Индии «царем фруктов», а его сок – «царем соков», «расараджа», и это действительно самый замечательный из индийских фруктов. Сообщалось, что самое большое манговое дерево в мире ежегодно дает урожай более 15 тонн, что вполне подходит для фрукта, символизирующего изобилие и плодородие. Мифы называют цветы манго стрелами Амура, а о плодах, напоминающих по форме женскую грудь, говорят, что сок из них подобен нектару и возбуждает половое чувство. Встретить манго можно на свадьбах, похоронах, именинах, – гирлянды из манговых листьев приносят удачу. Зрелый плод манго используется как слабительное, мочегонное и охлаждающее кровь средство. Оно усмиряет вату и увеличивает мышцы, семя и общий запас сил. В жаркое время года вся моя диета нередко состояла только из манго и молока. И этого было достаточно. Из незрелых плодов можно готовить освежающий напиток, хорошо утоляющий жажду во время жары, а косточки манго помогают справиться с поносом, вызванным неумеренным потреблением самих манго. Кора мангового дерева применяется для лечения маточных кровотечений, гемоптизиса (рвоты кровью) и поноса.
  • Персики. Сладок, вкусен, тяжел и не слишком горяч, укрепляет силы, быстро переваривается и в целом очень полезен.
  • Тамаринд. Название в переводе означает «индийский финик». Это горячий фрукт, кислый как до, так и после усвоения. В незрелом виде он снижает вату и увеличивает питту и капху, в зрелом – снижает и вату, и капху, а сладкие сорта снижают также и питту. Тамаринд улучшает аппетит и пищеварение и имеет послабляющее действие. В вареном и подслащенном виде он снимает жар и входит в рецептуру для смягчения симптомов алкоголизма. Мякоть тамаринда – излюбленный перекус школьников, и эта же мякоть издавна используется для полировки латуни. Из семян готовят муку, которую прикладывают в виде пасты при укусах скорпионов и ячмене на глазу. Очищенные от кожуры и размоченные семена принимают внутрь от лейкореи и при болях в спине.
  • Финики. Сладкий, сексуально возбуждающий, тяжелый и прохладный, строитель телесных тканей. Финики помогают при отравлении алкоголем и применяются при расстройствах ваты и питты. Финиковые косточки используются в качестве тонизирующего средства на воловьих бегах.
  • Яблоки. Сатьянанда Стокс был американцем, который переехал в Индию и, приняв ее в качестве второй родины, стал индийским яблочником, сажая яблони у подножия Гималайских гор. Благодаря ему яблоки теперь продаются по всей стране. Целое яблоко помогает при запоре, мякоть и сок позволяют справиться с поносом. Будучи сладкими и вяжущими на вкус, холодными по своему действию и острыми после переваривания, сырые яблоки склонны увеличивать вату. Корень и кора яблони используются в народной медицине.

Орехи

Большинство орехов, в том числе миндаль, грецкий орех, кедровый орех, фисташки и кешью, сладки, тяжелы, горячи и маслянисты. Они укрепляют силы, сексуально возбуждают, являются строительным материалом для тела, снижают вату и увеличивают питту и капху. Из всех орехов наилучшим считается миндаль за свои омолаживающие свойства.

Молочные продукты

Древние арии, по всей видимости, многие сотни лет вели кочевой образ жизни, прежде чем прийти в Индию и привести с собой своих лиророгих коров. Хотя Аюрведа и предписывает говядину и хотя Веды в некоторых случаях вроде бы допускали употребление в пищу мяса жертвенных животных, каковыми когда-то служили быки, та же Аюрведа настаивает на почитании коров в качестве священных животных ради сохранения общественного порядка. На протяжении веков корова считалась в Индии священной, отчасти из-за того огромного значения, которое она играет в ведическом ук­ладе жизни. Коровье молоко и масло идут в пищу, коровий помет – на топливо, коровья моча – на лекарства, а коровья шкура после смерти коровы идет на выделку кож. До появления тракторов главным тягловым животным на Индийском субконтиненте был бык. Убийство коровы рассматривалось не только как религиозный грех,
но и как хозяйственный проступок. Одна из причин столь трепетного отношения к корове состояла в стремлении удержать крестьян от проедания воплощенного в быках национального богатства, что повело бы к обнищанию как самих крестьян, так и всей страны в целом.

  • Молоко. Чарака называет молоко лучшим из тех продуктов, которые дают само ощущение жизни. «Молоко – это семя бога огня», – гласит «Шатапатха-брахмана». По Аюрведе, молоко ценно тем, что представляет собой чистую сущность расы растений, сконцентрированную в белое вещество организмом животного. Кроме того, это единственный общедоступный продукт, который может быть получен без насилия. Больше того: окруженные заботой животные с удовольствием дают молоко. Молоко полезно детям, людям с сильным пищеварительным огнем, истощенным, пожилым, ведущим активную половую жизнь, страдающим от бессонницы. Не рекомендуется пить молоко в ночное время, пить молоко холодным, смешивать молоко с другими пищевыми продуктами (особенно с фруктами, листьями овощей, рыбой, с кислым или соленым). Парное молоко прямо из-под коровы подобно амброзии, небесной пище богов. Гомогенизированное молоко этим свойством не обладает. В обычаях жителей Тибета лечить снятым молоком периодически повторяющуюся простуду, а также собирать рассеянное по телу недомогание в одном определенном месте, откуда оно потом устраняется при помощи какого-нибудь лекарства. Несмотря на то что многие народы, не способные усваивать молоко, всячески очерняют молочные продукты, арии и масаи, чья пища состоит почти исключительно из молока, любят его как и раньше. Коровье молоко – это сладкий, прохладный, маслянистый, лоснящийся, вязкий, тяжелый, чистый, медленно усваиваемый продукт. Молоко питает оджас, к которому все вышеперечисленные качества также приложимы. Свежее коровье молоко – самое совершенное из всех омолаживающих и животворящих средств. Более доступное в сегодняшней Индии буйволиное молоко тяжелее и жирнее коровьего и обладает более сильным охлаждающим эффектом. Буйвол представляет собой воплощение тамаса, и буйволиное молоко по­лезно при бессоннице, а также для успокоения слишком сильного пищеварительного огня. Козье молоко усиливает отделение молока у кормящих женщин, помогает при слабости и кашле, а ослиное молоко – народное средство против одышки. Женское молоко обладает животворной силой и используется в виде капель при носовом кровотечении и глазных расстройствах. Помимо вышеназванных используют также верблюжье, кобылье, овечье и слоновье молоко.
  • Йогурт. Йогурт стимулирует аппетит, пищеварение и половое влечение. Этот питательный продукт увеличивает силу организма и маслянистость тканей. Будучи кисло-сладким и горячим, кислым после усвоения, йогурт снижает вату и увеличивает питту и капху. Он полезен при поносе, некоторых видах лихорадки, при потере аппетита, заболеваниях мочеиспускательного тракта и истощении, однако не следует прибегать к нему в жаркую погоду, в состояниях, обусловленных капхой, и при расстройстве питты. Из-за того, что йогурт вызывает застой элемента воды в тканях тела, Чарака подчеркивает, что любителям йогурта не следует употреблять его холодным, в темное время суток, без сахара, меда, топленого масла, супа из бобов мунг или порошка амалаки (Emblica officinalis). Молозиво (первое молоко после отела) и сливочные сыры – тяжелые, питательные, сексуально возбуждающие продукты, снижающие вату.
  • Масло. Масло в Индии обычно получают путем сбраживания цельного молока в йогурт с последующим взбиванием. Затем масло, как правило, перетапливают в гхи. Сыворотка, остающаяся после взбивания, полезна для ваты и капхи и прочищает каналы. Текст поясняет: «После еды пейте сыворотку, после секса – горячее приправленное молоко». Сыворотка считается великолепным средством от геморроя, пищеварительных расстройств, поноса и дизентерии, а также используется при отеках, затрудненном мочеиспускании, потере аппетита, несварении, анемии и многих других болезнях. Если свежей сыворотки нет под рукой, ее можно заменить нежирной простоквашей, смешанной с равным количеством воды. Топленое масло, говорит Чарака, – это лучшее из всех маслянистых веществ и самый лучший продукт для лечения расстройств ваты и питты. Коровье топленое масло, прохладное и сладкое как до, так и после усвоения, развивает память, сообразительность, усиливает пищеварительный огонь, дает прирост семени, оджаса и жира. Оно выводит токсины из организма, излечивает безумие, чахотку, хроническую лихорадку и придает человеку цветущий вид. При правильном приготовлении сила топленого масла возрастает тысячекратно и оно становится эффективным средством от тысячи недугов. Старое топленое масло используется в лечении алкоголизма, эпилепсии, обмороков, чахотки, безумия, токсикозов, лихорадки, головных, ушных и вагинальных болей. «Сто раз мытое» топленое масло применяется только наружно – для заживления ран и для успокоения питты. Топленое масло из молока других животных имеет свойства исходного молока.

Растительные масла и животные жиры

  • Гхи. Растительные масла не вызывают у ариев столь радужных ассоциаций, как топленое масло. Чарака пишет: «При помощи растительных масел цари демонов в давние-предавние времена побеждали старость, отбрасывали болезни и усталость и выходили на битву, полные огромных сил». Как и чеснок, растительные масла порождают больше раджаса и тамаса, чем это делает топленое масло, которое обычно порождает саттву. Более того, считается, что растительное масло, потребляемое в избыточном количестве, становится причиной кожных и глазных болезней. Растительные масла применяются в Аюрведе, главным образом, наружно. Впрочем, сейчас настоящее топленое масло так выросло в цене, что рядовому индийцу не остается ничего другого, как пользоваться растительным.
  • Кунжутное масло. Кунжутное масло, лучшее из всех растительных масел, полезно для кожи и для волос, оно благотворно сказывается на умственных способностях, поддерживает пищеварительный огонь, укрепляет организм и является одним из лучших средств для лечения ваты. Это сладкий продукт с острым эффектом после переваривания, горячий и хорошо проникающий в ткани. Он увеличивает питту, при этом не особенно увеличивая капху.
  • Сафроловое масло. Худшее из всех растительных масел – сафлоровое. Это тяжелый, горячий, острый после усвоения продукт, раздражающий и выводящий из равновесия все 3 доши.
  • Горчичное масло. Горчичное масло тоже не заслужило в текстах особых похвал, хотя жители северной Индии использовали его для клятвоприношений.

Другие виды масла имеют свойства тех растений, из которых они были извлечены, и то же самое касается жира животных и костного мозга. Растительное масло, животные жиры, костный мозг и топленое масло в возрастающем порядке перечисления благоприятны для питты, а в обратном порядке – для ваты и капхи.

Сладости

  • Тростниковый сахар. Сахарный тростник способствует образованию и свободному течению мочи. Сок тростника, если просто высосать его из разжеванных растений, обладает охлаждающим, питающим, слабительным и сексуально возбуждающим действием, в то время как тот же сок машинной выжимки действует раздражающе. Сахар, получаемый путем вываривания сока, становится тяжелее по мере сгущения. Этот продукт обеспечивает прирост костного мозга, крови, жира и мышц, но также подкармливает глистов, если таковые имеются. Чем чище добываемый из сока сахар, тем сильнее его охлаждающий эффект.
  • Мед. Мед, будучи вяжущим и сушащим, очень хорош для смазывания ожогов и ран. Мед – общеукрепляющий и сексуально возбуждающий продукт. Подобно ядам, он быстро проникает в самые отдаленные уголки тела и поэтому по праву считается лучшим из медикаментов. Но при этом мед может быть причиной особого несварения желудка, про которое говорится, что оно с большим трудом поддается лечению. Мед нужно есть только сырым и не подвергать тепловой обработке.

Приправы

Приправы – это лекарственные травы, используемые с целью сделать пишу более легкой для усвоения и для ее нежелательных влияний.

  • Горчица. В Индии широко известны 7 видов рода крестоцветных, из них наиболее широко – черная, белая и красная горчица. Семена используют для припарок и при приготовлении бобовых. Зелень едят в основном в северной Индии с зерновыми лепешками роти (вздутые лепешки, напоминающие черепах) для дополнительного снабжения тела теплом в зимнее время.
  • Кардамон. Несмотря на то что кардамон сладок, остр и горяч, он не увеличивает питту. Вместо этого он увеличивает теджас и оджас, которые представляют собой чистые формы элемента огня. Кардамон понижает все 3 доши и, будучи сладким после усвоения, служит обновлению организма. Его широко используют в качестве приправы, а также жуют после еды для улучшения пищеварения. Несмотря на свою горячесть, кардамон особенно полезен для удаления излишнего тепла из ума и тела. Кардамон как лечебное средство применяется при несварении, вздутии живота, геморроидальных узлах, расстройствах мочевыделительной системы, сердечной и телесной слабости, кашле, чахотке и астме. За его способность понижать кислотность жители Средней Азии добавляют кардамон в кофе. Кардамон присутствует во многих рецептах, входит он и в «Ситопалади чурна» – средство, назначаемое при застое в дыхательных путях. Родственный вид – кардамон большой, черные стручки которого больше, чем у обычного кардамона, в основном используется в кулинарии.
  • Кориандр. Листья и плоды кориандра не очень остры, но обладают прекрасным охлаждающим действием. Подобно другим ветрогонным средствам, плоды кориандра улучшают аппетит и благотворно влияют на вату и капху, особенно при лечении расстройств мочевыделительной системы. И плоды, и листья способствуют устранению излишнего жара из организма, особенно из глаз и кишок; листья прикладываются к жгущим нарывам на коже.
  • Корица. Название этого растения на санскрите означает кора. Кора считается самой ценной частью этого растения. Корица сладка, горька и остра на вкус, горяча по действию, но сладка после усвоения и потому сдерживает вату и капху без отрицательного воздействия на питту, если только не употреблять ее сверх меры. Вероятность ее отрицательного воздействия на питту еще меньше, чем у имбиря, и при этом она все же эффективно устраняет капху. Корица входит в состав «Ситопалади чурны», коричным маслом лечат головную и зубную боль, а также, при обязательном соблюдении мер предосторожности, импотенцию.
  • Кумин. «Пищеваритель» – одно из санскритских названий кумина, острой, немного горячей и острой после усвоения пряности. Он сдерживает вату и капху и не возбуждает питту, если не берется в избытке. Кумин часто смешивают с кориандром или фенхелем и используют в качестве составного элемента во многих аюрведических рецептах. Чайная ложка поджаренного молотого кумина, принимаемая на ночь, – широко известное народное средство для лучшего пищеварения.
  • Куркума. В Индии насчитывается 9 видов растений рода Curcuma. Белая куркума (С. amada) употребляется в пищу в свежем виде и служит очищению крови. Кроме того, она прикладывается к коже при ушибах, растяжении связок, кожных пятнах и прыщах, тогда как С. angustifolia и С. zeodaria используются в качестве заменителей корня таро (аррорута). Самая знаменитая из всего се­мейства и наиболее часто используемая куркума – это С. longa, которая придает желтый цвет приготовленной по-американски горчице. Эта куркума горькая, вяжущая, острая и горячая и имеет острый эффект после усвоения. Она уравновешивает доши, хотя, употребленная сверх меры, может ухудшать состояние питты и ваты. Куркума применяется наружно и внутренне для очищения крови и ума, и в этом отношении она становится шафраном для бедных. К каждому блюду из бобов в Индии добавляется куркума, чтобы обезопасить кровь. Научные исследования подтвердили обеззараживающее действие куркумы. Повязки с куркумой останавливают кровотечение. Мазь из куркумы используется при ожогах, укусах, открытых ранах, нарывах, при заболевании молочных желез, а в сочетании с сандалом – для очищения кожи и придания ей особенной красоты (этим составом помазывают новобрачных перед венчанием). Глазные капли на куркуме назначаются при конъюнктивите. При обмороке, икоте и астме полезным считается дым куркумы. В качестве природного антибиотика куркума скорее защищает внутрикишечную фауну, нежели разрушает ее. Способствует выработке желчи. Входит в состав средств, облегчающих состояние при диабете и некоторых видах кожных заболеваний. Среди прочего, в Индии бытует поверье, что куркума способна ограждать от влияния злых сил, и на этом основании она используется во многих религиозных обрядах.
  • Лавровый лист. В Индии используется вид лавра Cinnamomum tamala, который родствен корице (С. zeylanica). Это горячая, острая и сладкая приправа, острая после усвоения. Снижает вату и капху, увеличивает питту. Ее применяют вместе с корицей и кардамоном при застойных явлениях в дыхательных путях. Кору этого дерева некоторые торговцы примешивают к корице.
  • Моринга (Барабанная палочка). Все части этого дерева, латинское название которого Moringa oleifera, используются для усиления телесного огня. Оно снижает вату и капху и увеличивает питту. Листья (богатые каротинами), цветы и длинные тонкие зеленые плоды, давшие название дереву, – все это идет в пищу наравне с овощами. Плоды очищают печень и селезенку и уменьшают боль в суставах. Считается, что цветы усиливают половое влечение. В «Бхавапракаше» отвар коры корня рекомендуется от таких болезней, как асцит (брюшная водянка), расширение печени или селезенки, камни в почках, лихорадка и паралич. При приеме внутрь этот отвар тонизирует работу сердца и кровеносной системы, успокаивает нервы и кишечник. Наружное применение состоит в смазывании ревматических или воспаленных участков тела. Смола используется для временного пломбирования кариозных зубов, а вместе с кунжутным маслом закладывается в уши при ушных болях. Научные исследования показали, что экстракт моринги действует подобно адреналину и эфедрину, а также препятствует росту плесени и грибков.
  • Мускатный орех. Мускат – это орех и его сушеная шелуха с вечнозеленого дерева Myristica fragrans, которое растет в некоторых частях южной Индии. Несколько столетий назад, по свидетельству одного португальского врача, мускатные деревья прекрасно чувствовали себя на индийской земле, но те, что растут там сейчас, это Myristica malabarica – вид, лишенный того изысканного аромата, которым отличается настоящий мускат. Орех и его шелуха вполне взаимозаменяемы как приправа к пище и широко используются в медицине для успокоения нервов нижней части брюшной полости. Мускат – острая, горькая, вяжущая и горячая пряность, острая после усвоения. Он снижает вату и капху, увеличивает питту. «Джатипхалади чурна», что значит буквально «порошок муската и прочее» (хотя содержит больше конопли, чем муската), – это бесподобное средство от поноса, дизентерии, спру и других кишечных расстройств. Сам по себе мускатный орех способен уменьшить практически любую форму поноса, хотя и не всегда способен ее излечить. Как лекарство от поноса мускатный орех применяют вместе с молочной сывороткой. Мускат с молоком действует как снотворное, а также помогает при склонности к преждевременному семяизвержению. Порошок муската назначают при недержании мочи. Мускат также входит во многие смеси, повышающие половое влечение.
  • Пажитник. Как и в случае с чесноком, запах съеденного пажитника выступает с потом и отпугивает насекомых. Поэтому его иногда добавляют к корму коров и лошадей. Пажитник остр, горек и сладок на вкус, горяч по своему действию и остр после усвоения. Он снижает вату и капху, а употребленный в избытке увеличивает питту. Он улучшает работу пищеварительной, дыхательной и нервной системы, нормализует менструации, очищает кожу и повышает жизненный тонус. Чай из пажитника стимулирует потоотделение при повышении температуры (особенно при болезнях, вызываемых расстройством ваты и капхи, например, при гриппе), очищает грудное молоко, устраняет застойные явления и помогает при артритах и дизентерии. Чай из пажитника с валерианой пьют от бессонницы, депрессии и неврозов. Проращенные семена укрепляют печень, улучшают семя. Семена, приготовленные в виде сладких конфет, дают женщинам после родов для поднятия сил и хорошего отделения молока. Мазь из семян очищает нарывы и гнойники, а также используется в качестве шампуня для предотвращения преждевременного выпадения волос.
  • Тмин. Хотя истинный тмин, Carum carvi, и растет на склонах северных Гималаев и хотя в Индии найдены другие виды рода Carum, основное место в практике Аюрведы заняло родственное тмину растение C. copiicum, известное под именем аджван. Тмин и аджван сходны по своим свойствам, будучи острыми, горькими, горячими и острыми после усвоения. Они сдерживают вату и капху и имеют склонность к увеличению питты. Аджван используется, главным образом, для улучшения работы пищеварительного аппарата, особенно в виде отвара при кишечных газах и коликах. Можно жевать семена аджвана для улучшения пищеварительного огня. К аджвану близки по действию анис (Pimpinella anisum) и сельдерей (Apium graveolens). Последний в качестве одного из составляющих входит в рецепт знаменитого улучшающего пищеварение средства «Хингваштака чурна».
  • Укроп. В западной Индии листья укропа готовят как обычный овощ, а также, наравне с семенами, используют для припарок. Укроп горяч, остр и горек на вкус и остр после усвоения. Он нормализует отделение кишечных газов, помогает при коликах и икоте, особенно у маленьких детей, а вместе с пажитником помогает справиться с поносом. Как и анис, укроп способствует образованию грудного молока у женщин и, передаваясь с молоком, укрепляет пищеварение ребенка.
  • Фенхель. Свежие сочные молодые побеги фенхеля стали в Индии одним из овощных блюд, точно так же как это происходит в южной Италии. Семена фенхеля (сладкие, острые и горячие, слегка охлаждающие, сладкие после усвоения, снижающие все 3 доши) жуют после еды, чтобы предотвратить образование кишечных газов и желчных камней. Женщины используют семена, особенно в виде отвара, чтобы усилить отделение грудного молока, снять предменструальное напряжение и нормализовать цикл, поскольку семена проявляют ярко выраженное эстрогенное действие. Масло устраняет застойные явления и помогает от кашля.
  • Черный перец. Черный перец – это высушенные на солнце недозрелые плоды растения Piper nigrum. Белый перец получают тем же способом из созревших плодов (в Керале вместо белого перца используются семена моринги). Обе разновидности Piper nigrum остры на вкус, горячи и остры после усвоения. Они снижают капху и вату и лишь незначительно увеличивают питту, так как своими сушащими свойствами противостоят маслянистой природе питты. В невысушенном недозрелом состоянии перец представляет собой тяжелый, не слишком горячий продукт со сладким эффектом после усвоения. В западной Индии его подают кеде в маринованном виде. Молотым черным перцем посыпают холодные продукты, такие как огурцы, дыни и бананы, чтобы уравновесить холод. Черный перец выжигает токсины в организме, а смесь черного перца с пиппали и имбирем, называемая трикату («три остроты»), воспламеняет пищеварительный огонь, излечивает простудную лихорадку и помогает при застойных явлениях в дыхательных путях. Из-за того, что черный перец высушивает секреции организма, при чрезмерном или неправильном употреблении он может вызывать раздражение слизистых оболочек. Поэтому при заложенности носоглотки и головной боли его применяют не в виде порошка, а в виде лекарственного топленого масла.
  • Чили, красный перец, красный стручковый перец. Будучи острым, горячим и острым после усвоения, чили снижает капху и увеличивает питту. Поначалу сообщаемое этим перцем тепло помогает уравновешивать вату, но при длительном употреблении вата начинает увеличиваться из-за остроты. Хотя чили и не индийского происхождения, он был с энтузиазмом воспринят на индийской кухне. Горячий чили в жаркий сезон охлаждающе действует на тело, поскольку стимулирует потоотделение, однако при регулярном употреблении организм в конце концов перегревается. Деревенские жители прикладывают молотый чили при укусах собак и других животных, так как убеждены, что таким образом можно убить микробов, в том числе тех, что вызывают бешенство. В качестве первой медицинской помощи чили дают при остром поносе и холере, а также при внутриполостном и маточном кровотечении. Однако повторное применение чили для тех же целей скорее всего усугубит болезнь, которую он призван излечить.
  • Шафран. Это сухие рыльца и кончики пестиков цветков растения Crocus sativus, собранные рано утром, когда цветы еще полуоткрыты, и затем аккуратно высушенные на медленном огне. Для получения 1 фунта шафрана требуется от 75 до 100 тысяч цветков. Вид розовато-лиловых шафранов, ожидающих сбора холодным ноябрьским утром в Кашмире, – это незабываемое зрелище. Шафран обладает острым, горьким и сладким вкусом, горячим действием и сладким эффектом после усвоения. Он сдерживает и уравновешивает все доши. Будучи органом воспроизводства, шафран и используется в основном в соответствующих областях. Он нормализует менструальный цикл, снимает предменструальное напряжение и способствует плодовитости. Шафран считается хорошим афродизиаком для обоих полов, особенно принимаемый в молоке. Кроме того, это средство, укрепляющее пищеварение и помогающее при застойных явлениях в дыхательных путях. Растворенные в коньяке шафран и опиум наносятся на щеки и таким образом выводят из головы простуду; для детей эта рецептура готовится без опиума, а коньяк заменяется молоком. Шафрановая мазь придает коже здоровый оттенок и улучшает цвет лица. Этой мазью украшают тела и лица божеств в храмах. В древних текстах шафрановая мазь называется лучшим косметическим средством для ухода за женской грудью. Помимо этого считается, что шафран очищает ум.

Автор: Роберт Свобода
Источник: книга «Аюрведа: жизнь, здоровье и долголетие»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии