fbpx

Панчакарма: 5 действий

В Древнем Египте очищение тела от токсинов осуществлялось с помощью рвотных и слабительных препаратов. В Аюрведе тоже используют эти методы, дополняя их клизмами и препаратами для носа. Все вместе они объединяются под общим названием панчакарма, или 5 действий. Эти 5 действий приводятся в 2-х различных вариантах. Чарака включает в свой перечень 2 вида клизм – масляные и собственно очистительные клизмы, тогда как другие авторы считают их за один вид, а в качестве 5-го действия называют кровопускание. Этот последний вариант списка и принят большинством современных аюрведистов. Панчакарма назначается только в том случае, если больной сильнее болезни. Она делится на 2 вида:

  • очищающая (клизма, слабительное, очищающая клизма, прочистка носовой полости, кровопускание)
  • питающая (масляная клизма, питательные капли в нос и т. д.)

Подобно временам года, жертвенным ритуалам и самой жизни, панчакарма имеет ясно очерченные начало, середину и конец. Детей учат тому, как им следует жить в зрелом возрасте, пройдя который они уходят на покой и начинают учить сами. Важнейшие события в жизни совершаются именно в зрелом возрасте, но жизнь взрослого человека была бы неполноценной без разбега в начале и торможения в конце. Точно так же и панчакарма включает в себя стадию подготовки, само очищение и восстановительный период.

К ритуалам, предваряющим собственно жертвоприношение, относится очищение участка земли, на котором оно будет произведено, умиротворение эфирных существ в ближайшем окружении, в том числе планет, и установление в астрологически выверенное время необходимых для жертвоприношения приспособлений. Подготовка к панчакарме включает в себя промасливание и прогревание пациента, нацеленное на то, чтобы переместить доши из конечностей в их органы-резервуары в пищеварительном тракте, откуда их затем можно будет удалить. После возвращения на свои места доши приводятся в возбужденное состояние при помощи процедуры под названием утклешана. Это делается для того, чтобы они покидали тело с большей готовностью. Например, тяжелая, маслянистая пища, такая как мясной бульон, используется в утклешане для капхи. При появлении признаков правильно проведенной утклешаны, – а такими признаками могут быть увлажнение глаз и позывы к рвоте, – тело становится готовым к очищению.

Представьте себе, говорится в тексте, что у вас в руках старая сухая ветка и вы пытаетесь ее согнуть. Ничего удивительного, если она сломается. Но если сперва пропитать ее маслом, а затем осторожно прогреть, она вновь обретет свою былую гибкость, и тогда ее можно будет согнуть. Равным образом, если человеческие руки, ноги и внутренние органы переполнены дошами, то без предварительного открытия каналов и разжижения отходов путем промасливания и прогревания очищение только ослабит организм и вынудит его еще сильнее втиснуть расстроенные доши в органы и ткани. Те «натуропаты», которые еженедельно в течение многих месяцев устраивают своим пациентам промывание толстой кишки в качестве очистительной процедуры, часто преуспевают только в том, что вызывают у пациентов острейшие расстройства ваты.

Прежде чем очиститься, нужно собрать свое прошлое в форме застрявших в теле дош и перенести его в настоящее. Совсем не случайно вартма – одно из слов, обозначающее канал циркуляции, – также значит и настоящее время. Настоящее – это то, что течет по каналам, и как только оно оседает где бы то ни было, оно становится прошлым. Когда доши вновь втекают в «настоящее», они изгоняются панчакармой. Тексты свидетельствуют о том, что первоначально такое очищение носило в высшей степени ритуальный характер, с обращениями к различным божествам и началом лечения только в благоприятный момент времени. Ритуализация помогала связать воедино микро- и макрокосм с целью восстановления гармоничного ритма жизни. В наше время внимание к космическому времени в аюрведическом лечении встречается редко, что является скорее отражением текущего состояния Аюрведы в Индии, нежели эффективности самого метода.

После завершения основной части жертвоприношения следуют различные заключительные ритуалы, направленные на то, чтобы божества побыстрей разошлись по своим домам. После аюрведического очищения выполняются процедуры, устраняющие остатки дош (после рвоты, к примеру, предписывается курение), после чего следует успокоительная стадия лечения, уравновешивающая доши и защищающая организм до его полного выздоровления. Впоследствии проводится терапия, укрепляющая органы тела, затронутые болезнью, для того чтобы создать в них запас прочности на будущее.

Терапия слабительными и рвотными средствами
Клизмы
Обработка носовой полости
Кровопускание

Терапия слабительными и рвотными средствами

Лечебная рвота обычно назначается на утро. Особенно часто этот метод очищения применяется в лечении лихорадок и респираторных заболеваний, обусловленных капхой, при потере аппетита, некоторых опухолях и при восходящем движении «кислой» питты (причине изжоги). Важнейшее рвотное в Аюрведе – это мадана, которую в Керале отождествляют с Catunaregam spinosa, а в остальной Индии, как правило, с Randia dumetorum. Мадану можно готовить различными способами в зависимости от конкретного расстройства. Например, при восходящем движении «кислой» питты мадану нужно прокипятить в молоке, при избыточной капхе это молоко сбраживают в йогурт. При других расстройствах ее добавляют в топленое масло, варенье, растительное масло, медицинские свечи, порошки, настойки, отвары или леденцы. Для пациентов, требующих особого внимания, порошок маданы засыпается в лотос, и этот лотос затем дают нюхать больному. Иногда применяется усиленная форма маданы, получаемая растиранием ее в ее собственном отваре от 3 раз до 21 раза. Среди других рвотных средств можно назвать корень аира, корень солодки, семена горчицы, обычную соль и люффу.

К слабительным, используемым в Аюрведе, относятся трипхала, моча (особенно коровья) или – для особо чувствительных особ – молоко или изюм. Применяется и касторовое масло, особенно при больших количествах амы. Наиболее почитаемое в Аюрведе слабительное – триарт (Ipomoea turpethum). Оно успокаивает капху и питту, однако в силу своей сухости возбуждает вату. Как и мадана, триарт используется в различных формах, в том числе в порошках, вареньях, смягчительных напитках. С другой стороны, как и харитаки, триарт применяется в зависимости от сезона с различными переносчиками. Для детей, престарелых, для слабых и требующих особого обращения больных особенно хороша мягко действующая арагвада (Cassia fistula). Наиболее мощные аюрведические слабительные приготовляются с Croton tiglium, который обладает столь сильным действием, что слабительный эффект может достигаться просто нанесением на кожу масла этого растения. Иногда это масло применяется и в современной медицине для резкого снижения кровяного давления или давления спинномозговой жидкости.

В текстах говорится также и о многих осложнениях лечебной рвоты и лечебного поноса, и там же приводятся указания, как с ними бороться. Например, если рвотное принимается человеком, плохо реагирующим на рвотные средства, но хорошо на слабительные, или же принимается на голодный желудок, или при не слишком сильно увеличенной капхе, или если принимаемая доза слишком велика, или излишне холодна, или чересчур мала, или если прием рвотного происходит до усвоения прежде съеденной пищи, – во всех этих случаях рвотное продвинется ниже по пищеварительному каналу и сработает как слабительное. Если такое произошло, необходимо провести масляную терапию, а затем вновь предложить рвотное. В других состояниях бывает так, что данная пациенту доза только возбуждает доши, но не выводит их прочь, в результате чего появляются отеки, икота, слабость, жажда, боль в икрах, подгибаются ноги и т. д. В этом случае следует намазать больного растительным маслом с солью, вызвать потоотделение, сделать мощную очистительную клизму, после чего накормить мясным бульоном из мяса животного засушливого климата. После этого нужно поставить масляную клизму, провести масляную терапию и, наконец, повторить прием очистительной дозы. Чрезмерно интенсивное очищение может привести к непрекращающийся рвоте или поносу. В этом случае применяется то же лечение, как если бы они возникли сами по себе.

Клизмы

Некоторые авторитеты полагают, что для успешного лечения врачу ничего не требуется, кроме клизмы. По словам других, процесс лечения на 50% состоит из применения клизм, причем это суждение распространяется и на животных, для которых в книге Чараки предусмотрены особые рецепты клизм. Помимо трав, составляющих основу лечения клизмами, для укрепления сил иногда используется мясной бульон, а также, хотя и довольно редко, лечебное вино и даже сырая кровь. Другие, практически забытые сейчас рецепты, включают сваренное в молоке мясо таких животных, как павлин, куропатка, варан, мангуст, дикая кошка, дикобраз и сумчатая крыса, и кроме того – рыбный бульон без молока.
Клизма отличается от рвотного и слабительного тем, что не вымывает из организма пищеварительные соки и может быть равным образом использована и для очищения, и для питания тела. Чтобы не дать силе выйти из организма и чтобы предотвратить возбуждение ваты вследствие опустошения органов, перед клизмой нужно съесть немного твердой пищи, а после нее – съесть что-нибудь легкое и горячее, например бульон.

Максимальное количество вводимого внутрь материала, включая все жидкости и мази, составляет примерно 1/2 литра. Максимальное количество мази ограничивается, как правило, 100-120 мл, хотя некоторые авторитеты вообще отказываются от применения мазей. Часто добавляется мед. Жировое вещество должно составлять от 1/6 до 1/5 общего количества. Жиры включаются потому, что травяные отвары сами по себе высушивают толстую кишку и этим возбуждают вату. Иногда лечение проводится
курсами из восьми, 15 или 30 клизм – в зависимости от интенсивности ваты. В таких курсах, начинающихся с чисто масляной клизмы (обычно берется от 120 до 250 мл), перемежаются очистительные клизмы, состоящие из травяных отваров, с масляными. Конкретный тип клизмы выбирается после изучения и сопоставления взаимной силы болезни и пациента, с поправкой на текущий временной цикл и с учетом влияния дош в конституции больного и в его текущем состоянии.

Питательные клизмы не назначаются тем, кто нуждается в выводе из организма избыточной «влаги» (то есть при ожирении, диабете и многих кожных заболеваниях), а клизмы для промывки организма не назначаются тем, кто нуждается в питании. Сексуально возбуждающие травы, такие как пиппали, проявляют это действие и в виде клизм. То же самое справедливо для омолаживающих трав. Такие добавки, как коровья моча, читрака, соль, щелочь ячменя или горчицы, усиливают клизму и улучшают ее способность устранять препятствия. С другой стороны, добавление молока, топленого масла и мягких, сладких препаратов смягчает клизму и повышает ее питательный эффект. Смягчающие клизмы обычно имеют объем около 800 мл, и при их назначении обычно налагается меньше пищевых и других ограничений, чем при других видах клизм. Если такая клизма состоит всего лишь из 150 мл (или менее) растительного масла, то она может применяться без ограничений. Ее могут использовать на регулярной основе люди, истощенные работой, перенапряжением, частыми поездками, неумеренным сексом и избыточной ватой. Одна такая популярная клизма, называемая «масло с медом», приготовляется на основе меда и растительного масла с добавлением отвара касторового корня, каменной соли и фенхеля. Ограничений по ее применению почти нет, а польза, которую она дает, весьма существенная.

Если клизма ставится без предварительного прогревания и промасливания, ставится холодной, или если в ней недостает маслянистого или лекарственного материала, или если она слишком густа, – такая клизма будет не выводить доши, а, наоборот, еще больше возбуждать их. Она может стать причиной боли, растяжений и слабости пищеварения. Это положение исправляется прогреванием и промасливанием, лечебными свечами, клизмой с коровьей мочой или лечебным вином. Сверхинтенсивные клизмы могут вызвать понос. Лечатся они так же, как и передозировка слабительного. Сильная клизма применяется при лечении застойных явлений, вызванных слишком мягкой клизмой, а маслянистая, сладкая, мягкая клизма ставится как контрмера при опустошении, вызванном слишком сильной клизмой. Кроме того, для снятия нежелательных последствий клизм используются массаж, дыхательные упражнения и даже шоковая терапия.

К категории клизм относятся и некоторые другие методы лечения. Для облегчения менструальных спазмов, при вагинальной сухости и подобных им состояниях применяются вагинальные орошения, нередко состоящие из одного растительного масла. При боли или звоне в ушах, при глухоте и некоторых инфекционных заболеваниях растительное масло заливают в уши, а для укрепления, расслабления и успокоения глаз вокруг них строят стеночки из теста и наполняют эти «пруды» растительным или топленым маслом.

Клизма для головы сильно отличается от обычной клизмы, несмотря на общность названия. Для начала пациенту коротко стригут волосы и плотно натягивают на голову кожаную или резиновую «шляпу» без верха. Края шляпы закрепляются на уровне чуть выше бровей и ушей. Щели уплотняются тканью или тестом. Затем в это приспособление заливается масло, так чтобы оно на несколько сантиметров поднималось над макушкой больного. В таком положении больной сидит около получаса при болезнях ваты, несколько меньше при болезнях питты и еще меньше при заболеваниях капхи. Лечение может закончиться раньше, если слизь начинает сочиться из глаз, носа и рта пациента. Эта процедура обычно проводится по вечерам и повторяется в течение 3, 5 или 7 дней. После удаления масла с головы пациента ему нужно осторожно растереть ступни, ладони, плечи и области за ушами, пока они не согреются. После этого пациента умасливают и ведут мыться.

Клизму для головы назначают в основном при заболеваниях головы, обусловленных ватой. Это такие болезни, как утрата ошущений, лицевой паралич, бессонница, головная боль, облысение и даже безумие. Я сам видел человека, который после такой клизмы стал совершенно спокоен, хотя до этого не мог ни минуты усидеть на месте. Не вполне ясно, действительно ли масло проникает в мозг, однако учитывая то, что вирус бешенства, который по размерам гораздо больше молекулы растительного масла, может передвигаться вдоль нервных волокон от мозга до самых корней волос, нет оснований отказывать маслу в способности проделывать тот же путь в обратном направлении.

Обработка носовой полости

Этот метод очищения обычно применяется при болезнях головы. В зависимости от дош он делится на 3 типа:

  • очистительный (с применением сухих порошков, например черного перца) для капхи;
  • питательный (с применением, главным образом, лекарственных масел) для ваты;
  • успокаивающий (с применением топленого или растительного масла) для ваты и питты.

В качестве хорошей привычки можно посоветовать ежедневное закапывание в нос пары капель лекарственного или топленого масла и массаж слизистой носа мизинцем.

Кровопускание

Сушрута полагал, что добрая половина хирургических проблем может быть с успехом разрешена при помощи кровопускания. Однако он не упускал и сопряженные с этим опасности. Он указывает 20 типов неправильных кровопусканий и подчеркивает, что чрезмерная потеря крови, ведущая к общей слабости пациента, неприемлема. Кровопускание используется, главным образом, при гнойниковых и других инфекциях, при застое крови в печени или селезенке, при некоторых хронических головных болях, при варикозном расширении вен, а также при некоторых видах опухолей на шее и голове, при ишиасе, гидроцеле, асците и застое лимфы. Пиявки используются, в основном, для местных недомоганий, а при системных расстройствах применяется венопунктура. Кровопускание при необходимости можно проводить в любой части тела – даже под языком и на половом члене (перед надрезом вены член должен находиться в напряженном состоянии).

Автор: Роберт Свобода
Источник: книга «Аюрведа: жизнь, здоровье и долголетие»

Это может быть вам интересно
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии