3 вида тонизирующих трав: питательные тоники (брухана-карма), омолаживающие травы (расаяна-карма) и афродитики (ваджикарана)

3 вида тонизирующих трав

Питательные тоники (брухана-карма)
Омолаживающие травы (расаяна-карма)
Афродитики (ваджикарана)

Питательные тоники (брухана-карма)

В Аюрведе тоником называется вещество, которое питает ткани-элементы (дхату) тела. Питательный тоник – это трава, дающая телу пищу, повышающая его вес и плотность, привносящая полезные вещества. Такая травяная пища необходима дхату и органам, истощенным или ослабленным в результате болезни.

Тонизирующие травы обычно обладают сладким вкусом либо сладким випаком (сладкие после переваривания), что указывает на их созидательное действие. Обычно они той же природы, что и капха, и состоят главным образом из элементов земли и воды.

Как правило, тонизирующие травы – тяжелые, маслянистые или содержащие слизь. Они увеличивают в организме объем жизненных соков, мышц и жира, укрепляют кровь и лимфу, повышают секрецию молока и семени. При состояниях истощения, слабости, при упадке сил и в период выздоровления они действуют как восстанавливающие. Обладают смягчающим, успокаивающим, гармонизирующим действием, что способствует устранению скованности и успокаивает нервы.

Питательные тоники обычно уменьшают вату и питту, повышают капху. Некоторые из них, например женьшень и кунжут, могут возбуждать питту. Питательные тоники увеличивают аму и поэтому обычно не применяются в состояниях самы, хотя в некоторых случаях они могут размягчить аму, что облегчит выведение ее из тела с помощью других трав. Питательные тоники увлажняют и охлаждают; это лучшие травы для уменьшения сухости ваты. Однако они тяжелы и трудно перевариваются. При низком уровне агни, особенно у конституции ваты, чтобы улучшить усвоение, их обычно комбинируют с различными стимулирующими или ветрогонными травами (например, с имбирем или кардамоном).

Для состояний питты больше всего подходят травы, сочетающие вяжущий или горький вкус со сладким, например корень окопника или шатавари. Обладая охлаждающим воздействием, они могут применяться на стадии выздоровления после сильной лихорадки или состояний, вызванных попаданием токсинов в кровь (токсемия), а также при язвах и других воспалительных питта-состояниях.

Многие из этих питательных трав оказывают отхаркивающее и смягчающее действие. Они успокаивают и питают слизистые оболочки, восстанавливают жидкости и секреты тела. В силу этого они особенно хороши для слизистых легких и желудка. Они заживляют кожу, помогают смягчить и ослабить боли и напряжение в мышцах.

В Аюрведе питательные свойства трав усиливаются с помощью других сладких и питательных веществ, таких, как молоко, масло гхи и нерафинированный сахар.

Типичные питательные тоники: алтей, амалаки, аралия, бала, батат, женьшень, изюм, ильм, караген, кокос, корень окопника, кунжут, купена, льняное семя, мед, миндаль, молоко, нерафинированный сахар, пальма сереноа, ремания, семена лотоса, солодка, тан квей, финики, шатавари, ямс.

Омолаживающие травы (расаяна-карма)

Аюрведическое траволечение достигает своей вершины в науке омоложения. Имея целью обновление как тела, так и ума, Аюрведа стремится не просто к достижению долголетия, но к обретению чистого сознания, природной творческой активности, непринужденной радости.

Такой подход направлен как на обретение бессмертия тела (которое при определенной степени гармонии может оказаться достижимым), так и на бессмертие ума, на ежедневное обновление клеток мозга. При этом ум и сердце с годами остаются такими же ясными и чистыми, как в детстве.

Эта наука называется Расаяна. Расаяна – это то, что входит (аяна) в сущность (раса). Это то, что проникает в сущность нашего психофизиологического бытия и дарует новую жизнь.

Вещества расаяны восстанавливают тело и ум, предотвращают распад и отодвигают старение. Они способны даже повернуть процесс старения вспять. То, что они привносят в тело, повышает не только его количество или массу, но и его качество. Вещества расаяны являются более тонкими, имеют более специфическую направленность и более длительное действие, чем простые питательные тоники. Их действие поддерживает оптимальное состояние и функции различных органов, дхату и доши тела. Они не обязательно сладкие и питательные, хотя в большинстве своем – сладкие, по крайней мере в том, что касается випака (эффекта после переваривания). Омолаживающие тоники для капхи могут быть острыми и горячими.

Вещества расаяны часто обладают уникальными свойствами. Их действие определяется в равной степени как общими правилами относительно вкуса и энергетики, так и прабхавой.

Согласно Аюрведе, растения обладают сомой – амброзией или нектаром бессмертия. Это одновременно и тончайшая бодрящая живительная жидкость – оджас, самый глубинный сок тела. Сома (оджас) составляет основу для ясности восприятия, физической силы, выносливости и долговечности тканей.

Сома представляет собой тонкую энергетическую эссенцию нервной системы, получаемую в результате переваривания пищи, впечатлений и переживаний. По существу, она определяет нашу способность наслаждаться жизнью. Именно ее называли «пищей богов», поскольку в ней содержится способность находить наслаждение во всем.

Древняя ведическая наука расаяны была направлена главным образом на преобразование мозга. Она пыталась обеспечить физическую основу, подходящее вместилище для рождения истинного осознавания в человеческих существах. Расаяна совершала «чудодейственные» изменения, выводя за рамки функционирования «старого ума», который ограничен влекущими вспять шаблонами страха, желания и тщеславия, основанными на эгоизме.

Настоящая сома – это чистая сущность наших чувств и ощущений. Ясное осознавание и есть тот нектар, который питает клетки мозга и вызывает в них изменения.

Сегодня нам неизвестно, какое растение изначально использовалось в качестве сомы, если ее и в самом деле получали из определенного растения. Однако все травы, относящиеся к расаяне, схожи по свойствам и способам применения с сомой.

При расаяна-лечении предусматривается использование особых трав, но в целом оно далеко выходит за рамки любого принятого медицинского лечения. Оно включает в себя мантры и медитацию, которые и являются истинными катализаторами этого процесса.

Расаяна высшего уровня, направленная на внутреннее преобразование, именуется брахма расаяна. Брахма означает расширение, причем подразумевается безграничное расширение, созидающая реальность жизни. Посредством медитации мы выходим за ограничивающие рамки известного, за пределы обусловленного функционирования мозга.

Типичные травы расаяны:

  • Для ваты: аир, ашваганда, гуггул, женьшень, харитаки, чеснок.
  • Для питты: алоэ, амалаки, брами, корень окопника, шатавари, шафран.
  • Для капхи: бибхитаки, гуггул, девясил, пиппали.

Другие травы расаяны: алтей, аралия, бала, бамбук, батат, гокшура, горец многоцветковый, кунжут, купена, лук, манжишта, мирра, пальма сереноа, ремания, солодка, солома от овса, тан квей, ямс.

Омолаживающими свойствами в той или иной степени обладают многие другие травы. Возможно, сильным омолаживающим действием обладают некоторые травы, применяемые в западной фитотерапии, но этот вопрос требует дальнейшего исследования.

Афродитики (ваджикарана)

К третьему виду тонизирующих трав, тесно связанному с травами расаяны относятся травы, именуемые в Аюрведе ваджикарана (ваджи – конь или жеребец). Это травы, дающие «лошадиную» силу и жизненность, особенно в отношении половой активности.

В более общем смысле эти травы можно назвать афродитиками (возбуждающими сексуальную активность), хотя они представляют собой нечто гораздо большее, чем любовные зелья из народных суеверий. Восстанавливая силу половых органов, травы ваджикараны возвращают телу бодрость.

Семя, к которому Аюрведа относит как мужскую, так и женскую репродуктивную ткань, является сущностью, квинтэссенцией всех дхату, «сливками» всех тканей-элементов тела. Оно содержит способность созидать жизнь. Это означает не только способность дать начало новой жизни, дать рождение ребенку, но и обновить самого себя, вернуть своим клеткам жизненную силу молодости. Созидательная энергия жизни, направленная вовнутрь, может обновить и тело, и ум.

Вещества ваджикараны могут использоваться как для увеличения половой энергии и улучшения ее функционирования, так и для того, чтобы направить сексуальную энергию вовнутрь для обновления всего организма. Большинство из этих трав не просто афродитики в том смысле, что они возбуждают половую активность посредством стимуляции половых органов. Многие из них являются тонизирующими средствами, которые действительно питают и поддерживают репродуктивную ткань. Другие же помогают достичь созидательной трансформации сексуальной энергии во благо тела и ума.

Оказывая свое действие прежде всего в половой сфере, эти травы дают силу всему организму подобно тому, как дерево обретает свою силу от корней. Они оказывают мощное живительное действие на нервную систему и костный мозг, повышают энергию ума. Семя – это сома тела, которая, если ее правильно активизировать при помощи веществ расаяны и ваджикараны, обновляет ум. Подобным же образом оно помогает укрепить кости, мышцы, сухожилия и кровь.

Травы ваджикараны можно разделить на тонизирующие и стимулирующие:

  • Стимулирующие повышают функциональную активность половых органов;
  • Тоники увеличивают и улучшают субстанцию составляющих их тканей.

Многие афродитики повышают капху, некоторые – горячие и острые – повышают Питту.

Типичные афродитики (травы ваджикараны): асафетида, ашваганда, батат, гвоздика, гелониас, гибискус, гокшура, горец многоцветковый, женьшень, корень хлопчатника, купена, лепестки розы, лук (сырой), пажитник, пальма сереноа, пиппали, ремания, семена лотоса, спаржа, тан квей, турнера, чеснок, шатавари, шафран, ямс. Те из названных трав, которые обладают месячногонным действием, действуют сильнее на женщин, чем на мужчин.

В Аюрведе выделяются травы, которые повышают выработку семени. Они именуются шукрала. Это те травы, которые являются питательными и укрепляющими средствами, увеличивающими секрецию репродуктивных органов, например выделение семени или грудного молока. В основном это питательные травы ваджикараны. К таким питательным афродитикам относятся: алтей, ашваганда, бала, батат, гхи, горец многоцветковый, женьшень, кунжут, купена, лук (сырой), нерафинированный сахар, пальма сереноа, ремания, семена лотоса, солодка, тан квей, шатавари и ямс.

Афродитики с саттвичной природой увеличивают оджас. К ним относятся: ашваганда, гхи, семена лотоса и шатавари.

Авторы: Васант Лад, Дэвид Фроули
Источник: книга «Травы и специи»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии