fbpx

Тратака - III этап: техника выполнения и действие

Основной целью I-го этапа и II-го этапа тратаки было сосредоточение внимания на внешнем объекте, а затем на возникающем послеобразе. III этап тратаки – это чисто внутренняя антар-тратака, которая представляет собой более сложную технику. Ее можно выполнять после II-го этапа, либо в качестве самостоятельной практики. Однако следует указать, что от практики, скорее всего, будет мало пользы, если вы еще не научились по желанию создавать и воспринимать отчетливый внутренний образ. Это можно делать как с помощью его внешнего материального прототипа, так и без него. Чтобы помочь читателю определиться, практиковать ли ему внутреннюю тратаку в отдельности, мы предлагаем следующие критерии:

  1. Если вы не можете представлять себе и удерживать перед внутренним взором отчетливый образ, то вам следует продолжать выполнять I-й и II-й этапы тратаки.
  2. Если вы способны удерживать отчетливый внутренний образ внешнего объекта, или, быть может, даже создавать внутренний образ по желанию, мы советуем вам перейти от II-го этапа к III-му.
  3. Если у вас достаточно свободного времени для занятий, вы можете выполнять и II-й, и III-й этапы один за другим.

Важно не пытаться выполнять этап III, не выработав способности сосредоточивать свое осознание на отчетливом послеобразе. Если у вас смутный послеобраз, либо его вовсе нет, и вы пробуете делать III-й этап тратаки, то вы либо заснете, либо погрузитесь в обычную игру мыслей. В обоих случаях вы ничего не получите, а фактически даже потеряете, поскольку зря потратите драгоценное время. Поэтому будьте благоразумны и выбирайте практику, которая наиболее подходит для вашего уровня умения.

В этом варианте тратаки внимание сосредоточивается только на внутреннем образе. Он труднее, чем чисто внешняя тратака или сочетание внешней и внутренней тратаки.

Основные моменты

Выбор образа
Положение межбровного центра
Техника выполнения
Создание образа
Продолжительность занятий
Благотворное действие
Объединение со II-м этапом тратаки

Выбор образа

Это должен быть тот же самый образ, который вы уже выбрали в качестве внешнего объекта для I-го и II-го этапов тратаки. Если вас устраивает зрительное представление пламени свечи, то используйте его и в дальнейшем. Если вас привлекает символ АУМ, то используйте его в качестве своего внутреннего образа. Важно, чтобы вы могли без особого труда зрительно представлять себе выбранный объект.

Положение межбровного центра

В ходе практики требуется зрительно представлять себе внутренний образ и проецировать его в точку между бровями, что гораздо легче делать, если в этом месте у вас будет какое‑нибудь ощущение на коже. Чтобы добиться такого результата, непосредственно перед началом практики оближите палец и коснитесь им точки между бровями. Это поможет вам первоначально определить правильное место. Однако, хотя этот метод и помогает, но вода быстро испаряется. По этой причине гораздо лучше использовать немного ртутной, ментоловой, камфорной или тигровой мази, которые будут создавать ясное ощущение в точке между бровями, сохраняющееся на протяжении всей практики. Если вы способны предложить какую‑то лучшую альтернативу, то воспользуйтесь ей.

Разумеется, если вы можете легко фиксировать положение межбровного центра, то вам нет нужды использовать какие‑либо средства для создания в этой точке легкого давления или другого ощущения.

Техника выполнения

В этом описании мы будем использовать в качестве внутреннего образа пламя свечи. Техника подразделяется на 4 стадии. Не переходите к следующей стадии до тех пор, пока полностью не освоите предыдущую.

  • Стадия 1: подготовка. Прежде всего, сядьте в удобную позу. Закройте глаза и держите их закрытыми в течение всей практики. Выполняйте кайя-стхаирьям. Полностью осознавайте неподвижность всего тела. Почувствуйте, что тело неподвижно и покоится на земле; фактически, оно – часть земли. В течение нескольких минут продолжайте выполнять кайя-стхаирьям. Начните осознавать межбровный центр (или бхрумадхья). Не прилагая чрезмерных усилий, сосредоточьте свое внимание на ощущении кожи в точке между бровями. Постарайтесь не думать ни о чем, кроме точки между бровями. Продолжайте действовать в том же духе в течение нескольких минут до тех пор, пока не будете чувствовать ясное ощущение в этой точке. Затем переходите ко 2-й стадии.
  • Стадия 2: внутреннее зрительное представление. Попытайтесь зрительно представить себе пламя свечи в точке между бровями. Поначалу большинству людей трудно видеть только пламя свечи; в этом случае следует воспользоваться методом, приведенным в конце этого описания, или любым другим методом, который поможет создать отчетливый внутренний образ. Старайтесь удерживать этот образ в точке между бровями. Если образ меркнет или исчезает, не беспокойтесь, а просто постарайтесь воссоздать его вновь. Удерживайте образ в точке между бровями. Когда внутренний образ будет устойчивым, и вы сможете без труда создавать четкое изображение, переходите к стадии 3. Не начинайте стадии 3 до тех пор, пока полностью не освоите стадию 2, даже если для этого потребуется несколько дней или недель.
  • Стадия 3: осознавание дыхания. Пристально смотрите на внутренний образ. Кроме того, вы должны одновременно осознавать свое дыхание. Выполняйте уджайи-пранаяму и кхечари-мудру. При вдохе следует представлять, что поток воздуха движется от точки между бровями по направлению к затылку. В то же самое время осознавайте звук дыхания, вызываемый уджайи-пранаямой. При выдохе вы должны стараться ощущать, что воздух движется от затылка вперед, к точке между бровями. Кроме того, вы должны представлять себе и ощущать, что образ движется назад и вперед. На вдохе чувствуйте звук и движение воздуха назад, а также, что образ почти затягивается назад. Затем вы делаете выдох; осознавайте звук и движение дыхания вперед, одновременно чувствуя, что образ почти выталкивается вперед. Постарайтесь делать это в каждом цикле дыхания. Поначалу это трудно, но по мере практики становится все легче и легче. Со временем, вы почувствуете, что для дыхания, в каком‑то смысле, совершенно естественно двигаться в голове туда и обратно. Продолжайте действовать в том же духе, по меньшей мере, 10 минут или дольше.
  • Стадия 4: всматривание в образ. Теперь прекратите выполнять уджайи-пранаяму, кхечари-мудру, а также осознавание дыхания и сопровождающего звука. Вам нужно начать исследовать природу образа. Вы должны попытаться проникнуть через внешнюю реальность внутреннего образа. Пристально вглядывайтесь в образ и старайтесь исследовать его очертания и сущность. Вглядывайтесь в пламя свечи, как будто вы что‑то ищете. Увидьте фитиль в середине пламени. Постарайтесь всмотреться в глубину пламени. Попытайтесь увидеть и почувствовать, как аура пламени проникает в ваш ум. Воспринимайте как можно больше подробностей. Почувствуйте, как сфокусированный луч вашего осознания исследует пламя в попытке открыть его более глубокий смысл. Какова природа пламени? Какая более глубокая сущность кроется за тем, что вы можете видеть? Продолжайте действовать в том же духе по меньшей мере 5 или 10 минут, либо до конца практики. Чем дольше вы занимаетесь, тем лучше, особенно если у вас получается исключительно ясный внутренний образ. Затем дайте образу исчезнуть и осознавайте только точку между бровями. И когда вы будете готовы, откройте глаза.

Создание образа

Наиболее трудная часть этой техники – создание внутреннего зрительного образа и его последующее удержание в точке между бровями в течение длительного времени. Ниже дано описание метода, который может быть полезен в качестве вспомогательного средства при формировании внутреннего образа. Закройте глаза. Вообразите, что вы выполняете внутреннюю тратаку. Мысленно представьте себе всю свечу, ее пламя и даже стол или стул, на котором она стоит.

При необходимости, вы даже можете вообразить самого себя, сидящего перед свечой. Когда у вас получится достаточно отчетливый зрительный образ, медленно уменьшайте поле зрения, постепенно сводя его к одному лишь пламени.

Продолжайте делать это до тех пор, пока вы не будете видеть только свечу и пламя. Это будет приемлемый внутренний образ для антар-тратаки. Многие люди считают, что это самый легкий метод создания объекта осознания при внутренней тратаке. Разумеется, вы можете использовать эту же процедуру для любого другого объекта, который выберете, особенно если вы предварительно занимались внешней тратакой в течение нескольких недель. Когда вы, наконец, сможете без труда создавать внутренний зрительный образ, вы должны быть способны удерживать его в точке между бровями. Для этого потребуется некоторое время, но при упорных занятиях такая способность будет постепенно развиваться.

Продолжительность занятий

Постарайтесь заниматься, по меньшей мере, полчаса в день, или больше.

Благотворное действие

Полезные свойства этой практики те же, что были перечислены для I-го этапа тратаки, хотя выражены гораздо сильнее.

В обычном состоянии бодрствования на нас постоянно действует поток чувственных впечатлений из внешнего мира. К ним добавляется множество мыслей, возникающих в подсознании, нередко, в ответ на отрицательные эмоции и реакции на внутренние и внешние события. Вследствие этого огромные силы и потенциал ума не используются. Взамен, ум действует на крайне низком уровне по сравнению со своими полными возможностями. Его энергия рассеивается во всех направлениях. Тратака прекращает эту непрерывную бомбардировку ума за счет сосредоточения внимания или поля осознания в одной точке. В результате, мы становимся способны осознавать потенциал ума, поскольку в идеальных условиях сосредоточения он проявляется спонтанно. Кроме того, тратака представляет собой метод объединения энергии ума, чтобы ее можно было направить на какие‑то полезные материальные, психологические или духовные цели.

Объединение со II-м этапом тратаки

Метод, который мы только что описали, можно также легко и эффективно сочетать со II-м этапом тратаки. Фактически, те, кто захочет так поступать, смогут получить от этого сочетания огромную пользу – это особенно относится к тем, кому трудно создавать отчетливый внутренний образ. В частности, процесс «всматривания», описанный на 4-й стадии, можно приспособить для использования во внешней тратаке. Мы предоставляем читателю самому выбрать систему или сочетание, которые ему больше всего подходят.

Автор: Свами Сатьянанда Сарасвати
Источник: книга «Древние тантрические техники Йоги и Крийи. I»

Это может быть вам интересно
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии