fbpx

Очищение: подготовка к панчакарме, трипхала и голодание

Подготовка к панчакарме | Трипхала | Голодание

Подготовка к панчакарме

Если у вас налет на языке, зловонный кал и мутная моча, это значит, что в вашем желудочно-кишечном тракте имеется ама, которую необходимо удалить, прежде чем предпринимать что-либо еще. Лучше всего сделать это, не делая ничего: пусть ваше тело само выведет аму посредством голодания.

Голодание – это первое и лучшее из всех лекарств. Когда это возможно, вы должны голодать по 24-48 часов, потребляя как можно меньше любой пищи. Если вы сильно больны, например лихорадкой, это будет не слишком трудно, потому что вам, вероятно, и так ничего не захочется есть. Заварите немного некрепкого чая из сушеного имбиря (примерно 1 ч. л. на литр воды, кипятить 20 минут) и процедите его. Этого как раз достаточно, чтобы избежать обезвоживания. Если хотите, добавьте несколько капель лимонного сока. Как только ваши язык, кал и моча придут в норму, это будет означать, что ваш желудочно-кишечный тракт избавился от амы. Если у вас нет острого заболевания, то 24 или 48 часов на слабом имбирном чае могут показаться вечностью, особенно представителю вата- или питта-типа. Можно в дополнение к нему есть жидкую рисовую кашу, чтобы предоставить питание своему телу, пока оно пытается освободиться от амы.

Читайте. Очищение: детоксицирующая терапия и диета

Когда ама покинет ваш пищеварительный тракт, вату, питту и капху нужно заставить течь свободно. Это сфера применения методов лечения, в совокупности известных как панчакарма: рвотные средства, слабительные, клизмы, прочистка носовой полости и кровопускание. Рвотные средства, или терапевтическая рвота, – это самый верный способ улучшить течение капхи (в случае, если основной причиной болезни является ее скопление). Слабительные применяются против скопления питты, а клизмы помогают контролировать вату. Прочистка носовой полости производится при скоплении дош в голове, а кровопускание очищает кровь.

Читайте. Токсины: удаление и нейтрализация

В Аюрведе лекарственная клизма считается самым важным из методов очищения в силу того, что толстая кишка играет существенную роль как в поддержании здоровья, так и в развитии болезней. Лекарственная клизма не только удаляет патогенную аму, но и облегчает поглощение праны.

Ваш организм должен быть хорошо подготовлен к панчакарме. Конкретно необходимо:

  1. Установить, какая из дош имеет наибольшие нарушения. Обычно это можно определить по характеру несварения. Примите также в расчет свою конституцию и следующие аксиомы:
    • Не бывает боли без участия ваты. Любая сильная боль, особенно колики или внезапные острые боли, свидетельствуют об избытке ваты.
    • Не бывает воспаления без участия питты. Любая лихорадка или воспаление, например язва, указывает на излишки питты.
    • Не бывает гнойных образований без участия капхи. Любое гноеобразование, даже в мокроте, как при бронхите, служит признаком нарушения капхи.
  2. Промаслить тело. Когда организм относительно очищен, можно использовать любое масло, хорошо сочетающееся с вашей конституцией и состоянием. Но когда тело наполнено амой, использование обычных жидких масел создает дополнительный застой. В таких случаях следует применять только касторовое масло – либо наружно, нанося на любые больные или воспаленные из-за амы места, либо принимая внутрь по 1 ст. л. с крепким чаем из молотого имбиря, чтобы очистить ткани от амы.
  3. Пропотеть. Пот сообща с маслом контролирует вату. Современная термография показывает, что болезненные места на теле, где нет воспалений, обычно имеют температуру на несколько градусов ниже нормы. Это следствие сужения кровеносных сосудов. Один из эффектов применения болеутоляющих средств выражается во временном восстановлении нормальной температуры в этих болезненных местах. Этот холод может иметь физическую причину или же быть следствием страха и других холодных эмоций. Чтобы согреться при застойных явлениях, обусловленных влиянием амы, используйте только сухое тепло, какое бывает в сауне или при согревании под тяжелым одеялом. Когда амы немного, можно использовать влажное тепло, как в парилке или в горячей ванне. Обычно следует избегать прямого воздействия тепла на глаза, сердце и яички.
  4. Очиститься. Масло и тепло «смягчают» организм и помогают привести в движение всю аму, собравшуюся в дхату, с тем чтобы вывести ее из организма. В древних текстах приводится такая аналогия: сухая палка настолько хрупка, что ломается при сгибании, но если сначала хорошо промаслить ее, а потом осторожно прогреть, то она вновь обретет гибкость и будет гнуться, не ломаясь. Вы должны быть осторожны: не следует «перегибать палку» при помощи панчакармы, предварительно не прогрев и не промаслив организм должным образом. Иначе можно нанести ему вред.

Все процедуры очищения следует применять с осторожностью: при неправильном выполнении они могут вызывать побочные эффекты. Очищение нельзя проводить в условиях погодных крайностей – резких подъемов температуры, внезапных похолоданий, половодий, ураганов; оно также категорически противопоказано маленьким детям, старикам, тяжелобольным людям и беременным женщинам.

  • Общие правила:
  • Когда пациент силен, а болезнь слаба, используйте панчакарму.
  • Когда пациент слаб, а болезнь сильна, перед проведением панчакармы сначала приведите в равновесие доши, чтобы ослабить болезнь и укрепить пациента.
  • Панчакарма не относится к числу опасных методов. Как и все остальные аюрведические методы лечения, она подражает образу действия природы, помогая ей исцелить больного.
  • Пример

Несколько лет назад я помогал одному из своих друзей ремонтировать тормоза его автомобиля. Дело было ранней весной. Думая, что быстро управимся, мы отложили ленч. В итоге на ремонт ушло почти 5 часов. В конце дня, когда наступает время ваты, подул холодный ветер, что ничуть не улучшило нашего настроения, испорченного из-за потери времени. В конце концов мы добрались до дома, раздосадованные тем, что упустили возможность поплавать на каноэ. Спустя полчаса у моего друга начался жар. Я знал, что его недомогание обусловлено ватой. Жар поднялся быстро, что характерно для многих вата-заболеваний. Все факторы были связаны с ватой: сильное напряжение, приведшее к утомлению, холодный ветер, голод, раздражение, конец дня и разочарование, создающее горечь. Я посоветовал ему поесть свежего кичади с гхи, чтобы пополнить запас питательных веществ, которые он сжег при напряжении, а затем отправиться со мной в сауну, чтобы с помощью тепла сдержать холод ваты. Тепло противопоказано при лихорадке типа питты, но может принести пользу при лихорадках, обусловленных ватой или капхой. Он сделал все, как я сказал, и проведя несколько минут в парилке, почувствовал тошноту. Затем его вырвало. Я счел это хорошим признаком: кичади собрало вату в желудке, гхи смазало внутренности, а пот облегчил движение ваты. Мой друг вернулся в сауну, чувствуя большое облегчение, накопил еще тепла, его вырвало снова, и он отправился в постель. На следующее утро, выспавшись как следует, он был как новенький. Такой образ действий, который лишь помог природе сделать то, что она сама хотела сделать, годится, конечно, не для каждого случая, но в той ситуации он оказался совершенно правильным.

Трипхала

Панчакарма превосходна, но это лишь начало. Если вы неправильно обращались со своим телом в течение многих лет, то вам надо удалить много слоев амы. Каждый слой необходимо вначале разрыхлить, прежде чем его можно будет растворить и вывести из организма. Даже если было бы возможно вывести всю аму сразу, это было бы неразумно, поскольку ваши органы выделения могли бы не справиться со всеми токсинами, и организм оказался бы серьезно разбалансированным.

Кроме того, ваш организм так долго носил в себе эти токсины, что они стали участвовать в его метаболическом равновесии. Чувствуя, как из-под него выдергивают его метаболический ковер, он будет сопротивляться любым революционным изменениям, особенно если в вашей конституции или состоянии много вырабатывающей страх ваты. Чайтаньянанда обходил эту проблему, создавая для больных атмосферу полной стабильности и безопасности, которую организм мог использовать как убежище, пока его мир выворачивали наизнанку. Если вы не можете хотя бы на 6 недель удалиться от мира, лучше разделить очищение на недельные периоды балансировки дош и питания дхату.

Панчакарма – истощающая процедура (апатарпана), а всякое истощение, как правило, ослабляет ахамкару. Без соответствующей сантарпаны – восстановления дхату – после панчакармы ваш иммунитет обязательно снизится. Например, методы очистки толстого кишечника (такие как клизмы) могут принести пользу, освобождая организм от загрязнений, но при чрезмерном употреблении способны вызвать серьезные нарушения ваты, так как истощают организм, ничего не давая взамен. Поскольку вата порождает страх, организм будет цепляться за оставшуюся аму с возрастающим упорством. Ваш организм нуждается в уверенности. Чтобы ваше очищение было успешным, он должен быть готов освободиться от накопленных токсинов. Постепенное и неторопливое очищение всегда дает наилучшие результаты.

Излишнее усердие при очищении может еще глубже загнать аму в ткани. Например, избыток горячей, острой пищи или таких трав, как чеснок и красный перец, чрезмерные физические нагрузки и подавление эмоций могут в той же степени мешать процессу очищения, как и более очевидные нарушения этого процесса, например, сдерживание естественных нужд, неправильные пищевые сочетания и бесконтрольное потребление возбуждающих веществ вроде алкоголя и кофеина. Хотя это может наскучить и истощить ваше терпение, вы должны производить очищение с той скоростью, которая оптимальна для вашего организма.

Трипхала способен постепенно и мягко очистить и омолодить желудочно-кишечный тракт, улучшив вашу способность питать дхату. Трипхала, что в буквальном переводе означает «три плода», состоит из 3-х уникальных растений:

  • Амалаки. Основной вкус плода амалаки кислый, но он имеет также вторичные сладкий, горький, острый и вяжущий вкусы. У амалаки холодная энергия и сладкий эффект после переваривания. Она приводит в равновесие все 3 доши, но наилучшим образом контролирует питту. Она может улучшить пищеварительный огонь при помощи кислого, а присутствие в ней сладкого и холодного предотвратит нарушения питты. Свежий плод очень кислый, но когда, съев амалаки, вы выпьете стакан воды, последняя покажется вам сладкой, как сироп. Один плод амалаки размером со сливу содержит в 20 раз больше витамина C, чем апельсин. При этом витамин C в амалаки находится в устойчивой к воздействию тепла форме и сохраняется в процессе сушки или приготовления на огне. Амалаки – превосходное омолаживающее средство; одно из ее санскритских названий – «кормилица», что напоминает о той заботе, с которой она, подобно сну, исцеляет тело и ум. Плоды амалаки широко применяются в терапевтических целях, главным образом при повышенной кислотности и болезнях печени. Ее также используют в шампунях, а лекарственное масло с амалаки благотворно воздействует на волосы и мозг.
  • Харитаки. Основной вкус харитаки – вяжущий, но присутствуют также сладкий, кислый, горький и острый вкусы. Плод имеет горячую энергию и сладкий эффект после переваривания. Он приводит в равновесие все 3 доши, но наилучшим образом воздействует на вату, потому что способен укреплять тело и ум своим вяжущим вкусом, в то же время контролируя вату при помощи сладкого вкуса и горячей энергии. Он очищает желудочно-кишечный тракт от застарелых скоплений амы и тонизирует толстую кишку.
  • Бибхитаки. Основной вкус плода бибхитаки тоже вяжущий; вторичные вкусы – сладкий, горький и острый, энергия – горячая, а эффект после переваривания – сладкий. Он приводит в равновесие все 3 доши, но лучше всего воздействует на капху, несмотря на свою сладость, поскольку обладает вяжущим вкусом и горячей энергией. Очищает все жидкости тела и особенно полезен при астме.

Трипхала – это аюрведическая «панацея». Его можно использовать для мытья волос или тела, в качестве слабительного, послабляющего, рвотного или для клизм. Его отвар можно закапывать в глаза, нос и уши или применять для полоскания. Он очищает ткани от токсинов и возвращает обратно доши, покинувшие места своего постоянного расположения – желудок, тонкий кишечник и толстую кишку. Благодаря своей ярко выраженной очищающей способности он также используется для детоксикации металлов и других веществ перед приготовлением из них лекарств. Трипхала безвреден, но если организм сильно загрязнен токсинами, слишком большая его доза может вызывать сильную реакцию. Трипхала может приводить накопившиеся токсины в движение быстрее, чем ослабленный организм в состоянии их перерабатывать, а это может вызывать кожные сыпи, поскольку организм попытается удалить избыток токсинов через кожу. Если это случилось, немедленно откажитесь от трипхалы, но когда сыпь пройдет, снова начните принимать его в половинной дозе.

Для постепенного очищения и восстановления желудочно-кишечного тракта лучше всего размешать 1 ч. л. порошка трипхалы в стакане чистой воды и оставить на ночь, чтобы он осел. На следующее утро следует выпить воду, не перемешивая, чтобы осадок остался на дне. Потом нужно снова налить в стакан воды, тщательно размешать и оставить отстаиваться на весь день, а на ночь выпить, не размешивая. Затем отстой выбросить и на следующий день приготовить свежий напиток по той же технологии.

Если такая доза окажет слишком сильный слабительный эффект или вызовет какую-либо реакцию, следует пить только 1 стакан в день. Пусть второй стакан простоит сутки до следующего утра. При этом 1 ч. л. хватит на 2 дня. Если это по-прежнему вызывает сильную реакцию, уменьшите количество порошка до 0,5 ч. л. Для достижения максимального эффекта продолжайте такое лечение в течение 3-6 месяцев.

Читайте. Трипхала: 12 полезных свойств и 3 возможных побочных эффекта

Голодание

Длительное голодание в Аюрведе не одобряется. Порождаемое им ощущение нехватки приводит затем к длительному периоду чревоугодия, когда требуется вернуть доверие ахамкары. Я встретил в Индии европейца, который ради просветления решил голодать на свой манер. Он являл собой яркий пример конституции вата-типа, и я, зная, что его образ действий может быть опасным, предупредил его о возможных пагубных последствиях. Однако убедить его было невозможно: он упрямо игнорировал все, что ему говорили. Голодание обессилило его иммунную систему, и в конце концов он попал в больницу, где врачи вскрыли нарыв, проходивший по всей длине ноги. Дало ли ему это приключение высшее сознание? Выздоровев, он вернулся в Северную Америку и стал поваром!

Упорное голодание так истощило его дхату, что они в конечном итоге подавили его решимость. Такой цикл чрезмерных ограничений, сменяющийся циклом усиленного самоудовлетворения, возбуждает вату у всех, кто подвергает себя подобному испытанию. Лучше голодать регулярно 1 день в неделю или две, чем долго поститься, а затем набрасываться на еду. Пищеварительным органам нужен выходной день так же, как и трудящимся людям, и не будет ничего хорошего, если месяцами постоянно заставлять их работать сверхурочно без какого бы то ни было отдыха, а потом принудить к длительному отпуску.

Во время болезни не следует есть до тех пор, пока вы действительно не ощутите голод. Пока вы чувствуете себя легче, живее и здоровее без пищи, продолжайте обходиться без нее. Как только вы начнете терять энергию и почувствуете настоящий голод, ешьте хорошо проваренную жидкую кашу из риса или ячменя до тех пор, пока она тоже не перестанет удовлетворять ваш аппетит, а затем переключитесь на кичади – блюдо из риса и лущеного маша. Кичади очищает и питает дхату и представляет собой идеальную пищу во время длительного лечения любых хронических заболеваний, поскольку расслабляет и облегчает ум, в то же время удаляя физическую и психическую аму.

Голодание следует использовать в качестве очистительной меры только в тех случаях, когда нельзя применять панчакарму, поэтому ежедневные клизмы и прочие интенсивные процедуры во время голодания не применяются. Если же вы все-таки решили голодать в течение длительного периода и никогда прежде этого не делали, вам следует обратиться за руководством к специалисту. Если ваш организм начнет мобилизацию амы быстрее, чем органы выведения смогут с ней справиться, возможен сильный физический стресс.

Вы должны также соблюдать ограничения, налагаемые вашей конституцией:

  • Людям вата-типа, например, ни в коем случае нельзя голодать на одной воде или соблюдать другую диету с серьезными ограничениями больше 1-2-х дней. Абсолютный голод, длительность которого превышает неделю, способен разрушить обменный баланс, на восстановление которого могут уйти месяцы. Людям вата-типа следует выбрать монодиету (например, кичади), на которой они смогут прожить месяц или больше. Люди вата-типа могут поститься раз в неделю или дважды в месяц на жидкостях, но не на одной воде. Некоторым представителям этого типа нравится лимонный сок с медом в чистой воде; другим нравятся соки, а те, у кого нет аллергии на молочные продукты, могут предпочесть молоко, свежую сыворотку или йогурт, смешанный с водой. Все эти продукты не должны быть холоднее комнатной температуры.
  • Люди питта-типа могут голодать на жидкостях, таких как фруктовые или овощные соки, или на сырых фруктах и овощах, но не на одной воде. При этом не следует ограничивать количество потребляемых фруктов и овощей или соков. Людям питта-типа следует использовать разбавленные фруктовые соки, такие как виноградный, сливовый или гранатовый, или же горькие или вяжущие овощные соки, например огуречный. Им не стоит пить никаких кислых соков.
  • Люди капха-типа могут при желании позволить себе длительное голодание на воде. Можно использовать и сырые соки. Капха-типу особенно нужно регулярное еженедельное голодание для поддержания здорового пищеварения. Люди капха-типа должны стараться избегать как очень сладких, так и очень кислых соков.

Автор: Роберт Свобода
Источник: книга «Пракрити. Ваша аюрведическая конституция»

Это может быть вам интересно
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии