fbpx

Тридоша: что такое доши

Вселенная полагается на нас в том, что касается поддержания в ней порядка и гармонии, а это осуществимо только в том случае, если мы будем поддерживать гармонию внутри себя. В ведическую эпоху люди поддерживали гармонию посредством ритуалов жертвоприношения. Такой ритуал – подношение освященных даров жертвенному огню, сопровождаемое пением ведических гимнов – соединяет микрокосм с макрокосмом и открывает между ними канал общения. Огонь, посредник между двумя мирами, тоже живой: огненный алтарь – это его тело, а священные дары – его пища. В обмен на свою толику пищи огонь очищает подношения и возносит вверх их сущность в виде аромата. Эта сущность даров питает и ублаготворяет богов, которые в ответ посылают дожди своевременно и в нужном количестве, чтобы земля стала плодородной и могла, в свою очередь, питать и ублаготворять людей. В этом символическом союзе люди питают божеств, а божества – людей. Если люди и боги сосуществуют в гармонии, времена года приходят и уходят каждый в свой назначенный срок, жизнь изобильна, и все счастливы.

Обычный процесс принятия пищи – это аюрведический ритуал жертвоприношения, это подношение пищи пищеварительному огню с целью поддержания гармонии в микрокосме. «Аромат» (химические элементы) такого подношения поднимается в мозг, где питает «богов» (различные составляющие мозга и сознания). После этого боги посылают «дождь» (гормоны, нейропептиды и другие метаболиты) на «землю» (тело), чтобы она стала плодородной. В текстах Сушруты человек, следующий правилам здорового питания, называется «поклоняющимся огню», а сам акт принятия пищи – «совершением жертвенного ритуала». Применение какой-либо терапии по отношению к пациенту – это тоже ритуал жертвоприношения – подношения лекарств и лечебных процедур микрокосмическому священному огню, совершаемое с целью умилостивления его личных «богов», допустивших болезнь.

Если прочие аллюзии религиозного свойства в аюрведических текстах вполне могут оказаться плодами ретивых усилий жреческогосословия, то вышеописанный подход, вне сомнения, принадлежит самой аюрведической философии и занимает в ней центральное место. Без огня, обеспечивающего очищение и усвоение пищи, а также прояснение и понимание мысли, не было бы жизни. Недостаток чистоты, не позволяющий совершить акт жертвоприношения совершенным образом и достичь желаемого результата, проявляется как доша. Это слово происходит от корня «дас», который соответствует приставке «дис» во многих европейских языках: дисфункция, дистрофия, дисменорея и т.д. Доша – это ошибка, неточность, помеха, пятно, это отступление от космического ритма, погрешность, которая препятствует достижению успеха и ведет к хаосу. Макрокосмическое жертвоприношение также может быть нарушено влиянием самых разнообразных дош, таких как доша предков, доша злых духов и черномагическая доша; все они берут начало в доше планеты-вредителя, которая, в свою очередь, является следствием доши дурной кармы.

Помимо вышеперечисленных, в микрокосме присутствуют еще 3 дополнительные доши:

  • Вата
  • Питта
  • Капха

Эти 3 доши являются активными, но побочными формами 5 великих элементов, их продуктами отхода, проявляющимися в живых существах:

  • Вата – побочный продукт воздуха и эфира.
  • Питта – побочный продукт огня и воды.
  • Капха – побочный продукт воды и земли.

Читайте. Тридоша и 5 первоэлементов

3 доши – это невидимые силы, которые на физическом уровне проявляются только в виде влияний на организм. В аналогиях, проводимых между 3-мя дошами, с одной стороны, и ветром, желчью и флегмой (слизью) Гиппократовой медицины – с другой, упускается из виду нефизическая природа дош. Ветер, желчь, флегма, а также другие телесные компоненты – это не более чем носители 3-х дош, субстанции, которые заключают в себе эти силы и посредством которых последние могут действовать и проявлять свои качества. 3 доши – это «духи» (которые могут порождать одержимость), созданные Природой для того, чтобы стала возможна воплощенная жизнь. В действительности, к физическому плану 3 доши принадлежат не более, чем настоящие духи – и все же они постоянно присутствуют в нас и трудятся для нас. Что же удивительного в том, что их так легко потревожить?

Подобно физическим продуктам отхода (моча, кал и пот), вата, питта и капха помогают сохранять организм в здоровом состоянии лишь до тех пор, пока они свободно и беспрепятственно покидают его и поддерживают между собой равновесие.

  • Моча представляет собой важную субстанцию-носитель, которая выводит из организма излишки капхи.
  • С потом выводятся излишки питты.
  • При дефекации удаляются излишки ваты.

Выведение должным образом физических продуктов отхода из организма необходимо для поддержания уровня дош в норме. Вата, питта и капха могут вызывать заболевание только в том случае, если их баланс в организме нарушается.

Здоровый организм обладает высокой степенью приспособляемости, и сила усвоения пищи в нем очень велика. Поэтому в здоровом организме объем отходов невелик, при слабом же здоровье отходов много. Состояние здоровья подчиняется принципу «подобное усиливает подобное»: у здорового человека здоровье склонно укрепляться, а у больного – разрушаться (до тех пор, пока он не изменит свой образ жизни).

Благодаря 3-м дошам через физическое тело могут проявляться духовный и ментальный планы существования:

  • Вата отвечает за всякое движение в теле и уме. Все, от молекулы до мысли, движется благодаря вате, и движение любого рода, в соответствии с принципом подобия, оказывает воздействие на всякое другое движение.
  • Питта отвечает за трансформацию в организме. Переваривание пищи в желудке и кишечнике, обработка светового излучения глазом и всех сенсорных данных мозгом – все это примеры действия питты.
  • Капха оказывает стабилизирующее влияние на организм. Она смазывает, содержит и поддерживает, и все различные виды ее деятельности тесно связаны между собой, как и виды деятельности ваты и питты.

Всякая, даже самая микроскопическая из клеток в организме имеет свою структуру, принимает пищу, переваривает ее и выделяет отходы метаболизма. Невозможно представить себе жизнь без этих трех типов активности – движения, метаболизма и стабильности, или, иными словами, кинетической энергии (вата), потенциальной энергии (капха) и силы, регулирующей переход одного вида энергии в другой (питта). Топливо (капха), то, что способно сжигать его (питта), и воздух для поддержания процесса горения (вата) – все эти компоненты совершенно необходимы для поддержания огня, и если хотя бы одного из них недостает, возжечь огонь невозможно.

В процессе пищеварения:

  • Вата перемещает пищу по пищеварительному тракту, и если это перемещение, а вместе с ним и метаболизм, оказывается слишком медленным или слишком быстрым, нарушаются усвоение пищи и удаление отходов. Кроме того, вата поддерживает процесс горения пищи: она «дует» на различные органы, побуждая их выделять пищеварительные ферменты. Если «ветер» дует слишком слабо, то секреция пищеварительных ферментов тормозится, а слишком сильный «ветер» задувает «огонь».
  • Питта расщепляет пищу, подготавливая ее для усвоения. Чрезмерное или недостаточное количество питты нарушает этот процесс.
  • Капха смазывает кишечник и, подобно горшку, удерживает пищу до тех пор, пока она не «сварится» на пищеварительном огне; нарушение капхи сводит на нет усилия ваты и питты («с дырявым горшком каши не сваришь»).

В деятельности мозга:

  • Вата отвечает за процессы памяти, за перемещение мыслей из «запасников» в сиюминутное сознание и наоборот.
  • Питта контролирует как процесс познания, то есть трансмутации сырого сенсорного материала в мысль, так и процесс различения, то есть сравнения 2-х мыслей, которое приводит к умозаключению.
  • Капха обеспечивает стабильность, необходимую для того, чтобы ум действовал слаженно, как единое целое.

Когда 3 доши гармонично взаимодействуют между собой, то гармоничным становится и сознание; когда же равновесие между ними нарушается, нарушается и равновесие в сознании. Нарушение деятельности этих 3-х сил приводит к эмоциональным расстройствам:

  • Вата порождает страх и беспокойство.
  • Питта порождает гнев и зависть.
  • Капха порождает чувство привязанности и алчность.

Эмоции, которые мы переживаем, изменяют нашу физиологию, а физиологическое состояние влияет на характер эмоций. Ученые установили, что если изменить выражение лица, хотя бы даже в шутку, новое положение мускулов изменяет характер притока крови к разным отделам мозга, в результате чего настроение меняется на самом деле. Поэтому если вам удастся заставить расстроенного малыша хотя бы чуть-чуть улыбнуться, то он, скорее всего, просто позабудет о своем огорчении. Таким образом, каждый из многих уровней нашего существа непрерывно оказывает воздействие на все прочие и в то же время находится под воздействием с их стороны.

Если 3 доши находятся в равновесии, они побуждают все элементы организма функционировать слаженно, как единое целое, если же их равновесие нарушается, это увеличивает хаос среди всех прочих составляющих нашего существа. Как и все субстанции, 3 доши тоже обладают своими качествами, и повышение или понижение их уровня в организме зависит от количества подобных или противоположных качеств во всем, что усваивается организмом:

  • Вата является сухой, холодной, легкой, подвижной, шероховатой и тонкой.
  • Питта является немного влажно-маслянистой, горячей, интенсивной, легкой, текучей, кислой либо дурно пахнущей (запах сырого мяса и ферментов) и подвижной либо жидкой.
  • Капха является влажно-маслянистой, холодной, тяжелой, стабильной, вязкой, гладкой и мягкой.

Вата и питта являются легкими, и только капха – тяжелой; вата и капха являются холодными, и только питта – горячей; питта и капха являются влажными и маслянистыми, и только вата – сухой. Поэтому все сухое усиливает вату, все горячее – питту, а все тяжелое – капху.

  • Рисовые хлопья – субстанция сухая, холодная, легкая и шероховатая, и чрезмерное их употребление почти наверняка вызовет повышение уровня ваты.
  • Горчичное масло – субстанция маслянистая, горячая, интенсивная, текучая, жидкая, с сильным запахом, и у тех, кто ее употребляет, повышается питта.
  • Йогурт – субстанция жирная, холодная, тяжелая, вязкая, гладкая и мягкая, – настоящее воплощение капхи и, естественно, усиливает капху у своих поклонников.

Любые субстанции и любые действия повышают либо понижают уровень дош в соответствии со своими качествами.

Все 5 элементов, проявляя себя через вату, питту и капху, совершенно необходимы для жизни, и в своем взаимодействии они либо формируют здоровье, либо порождают болезнь. Ни одна из дош в отдельности не способна ни творить, ни поддерживать жизнь. Все 3 обязательно должны действовать в совокупности – каждая на свой собственный лад. Принцип действия ваты в организме превосходно описан в следующем отрывке из Чараки:

«Проявляясь в пяти формах: прана, удана и самана, вьяна и апана – вата поддерживает одновременно и структуру, и функции организма. Она порождает движение вверх и вниз, она контролирует и направляет ум, она порождает чувства, она же передает все чувственные стимулы, она организует в одно целое элементы тела, вдохновляет речь, она же – сфера действия прикосновения и слуха и одновременно корень этих двух чувств, она – лоно смеха и экзальтации, она стимулирует желудочный огонь, она иссушает вредоносные доши, она удаляет экскременты, она отделяет друг от друга грубые и тонкие каналы в организме, она вылепливает форму зародыша, она поддерживает всякую жизнедеятельность – таковы нормальные функции ваты в организме».

Нарушение функций ваты в организме проявляется, среди прочего, в следующих симптомах: общее ослабление организма, ухудшение цвета лица и общего самочувствия; нестабильность ума, расстроенность чувств; деформация зародыша; возникновение страха, печали, депрессии, бреда, ступора; нарушение жизненных функций. К нормальным функциям питты относятся: переваривание пищи, зрение, поддержание нормальной температуры тела; питта вызывает блеск кожи, является источником мужества, стимулирует деятельность интеллекта, обеспечивает ясность ума и т. п., в то время как ее расстройство приводит к торможению всех этих функций. Нормальная деятельность капхи порождает плотность, сцепление, твердость, полноту, силу, зрелость, знание, понимание, прощение, стойкость и т. п., а нарушение ее функций ослабляет все эти качества.

Такого единичного фактора, который мог бы вызвать заболевание либо, наоборот, восстановить здоровье в живом организме, не существует. Процесс, в котором какое-либо следствие порождается совокупным действием многих факторов или причин, называется юкти. Например, ткань появляется тогда, когда в одном и том же месте в одно и то же время сходятся нить, челнок, ткацкий станок, ткачиха и ее намерение сделать ткань; и если недостает хотя бы одного из этих факторов, не будет и ткани. Жизнь существует благодаря юкти – сплетению воедино в определенном месте и в определенное время тела, ума и духа, которые начинают действовать в совокупности как единое целое. Любой ритуал жертвоприношения, ведический, тантрический или пищеварительный, предполагает наличие юкти, и в том случае, если каждое его действие не свершается в свой момент, ожидаемый результат не наступит. Отнюдь не случайно слово «тантра» происходит от корня, который означает «ткать, свивать».

Возжигание огня – это юкти, а сотворение жизни – это тоже своего рода возжигание огня: мужчина и женщина соединяются в подобающее время (в тот момент, когда возможно зачатие), и от их трения рождается искра новой жизни. Вне нужного момента и нужных условий не возникает даже болезнь – равно как и исцеление болезни. Искусный врач использует «подобные» и «неподобные» субстанции, чтобы увеличить или уменьшить долю тех или иных элементов в организме и разжечь его внутренний огонь. Когда травы и минералы исправно служат возжигающей искрой, а личная сила врача – воздушными мехами, топливо правильной терапии пробуждает вновь пламя жизни, даже если жизненная сила уже угасла и от нее остались одни угольки.

Это пламя жизни, называемое на санскрите теджас или агни, – явление иного порядка, нежели питта, которая является лишь более реактивной формой этого огня. Аналогичным образом, вата – это нестабильная форма праны, или вайю, а капха – это инертная, «мертвая» форма оджаса, или сомы.

Прана, теджас и оджас представляют собой внутреннюю сущность элементов воздуха, огня и воды соответственно, действующих в сфере воплощенной жизни. «Прана плотнее ваты», – говорит доктор Донден, сравнивая прану с электричеством, а вату – со светом, возникающим под действием электрического тока, подведенного к лампочке.

сущностьэлементреактивная формафизический носитель
ПранаВоздухВатаНервные импульсы и др
ТеджасОгоньПиттаЖелчь, ферменты и др
ОджасВодаКапхаФлегма (слизь), синовиальная жидкость и др

Согласно древней метафоре:

  • Прана – это жизненная сила, которая удерживает вместе тело, ум и дух, подобно бусинам на ниточке дыхания. Прана – это не воздух, однако кислород – это один из ее носителей и способов проявления. Прана – это сила, которая порождает на физическом плане юкти, столь необходимую для жизни организма.
  • Теджас прожигает отверстия в барьерах, разделяющих тело, ум и дух, позволяя им вступать во взаимодействие и оказывать влияние друг на друга, невзирая на то что эти 3 компонента принадлежат разным планам существования.
  • Оджас – это тонкий клей, который, подобно цементу, скрепляет тело, ум и дух воедино, интегрирует их, образуя дееспособное живое существо.

Когда организм функционирует с максимальной эффективностью, 3 доши формируются в точности в том объеме, который необходим для удовлетворения физических нужд организма. Если же система выходит из равновесия, доши формируются в недостаточном либо чрезмерном объеме, за что организм расплачивается своей жизненной силой, способностью адаптироваться к окружающей среде и иммунитетом. Если сила пищеварения достаточно велика, прана, содержащаяся в пище, эффективно воспринимается организмом, и в результате формируется лишь небольшое количество ваты; но при слабом пищеварении организм способен усваивать только небольшое количество праны, в результате чего вата образуется в избытке. Если человек страдает от повышенной ваты, то окружающим нередко кажется, что он просто брызжет энергией, однако на поверку оказывается, что это не более чем комок взвинченных нервов. Вся здоровая прана, которая должна была бы наполнять жизненной силой каждую клетку, вместо этого развилась в нервную энергию, которая для большинства телесных функций оказывается бесполезной, и такую энергию приходится сжигать. Аналогичным образом, чрезмерное количество питты – гарантированный источник воспалительных процессов в теле и уме. А если теджас и оджас пребывают в нездоровых пропорциях, то излишняя «сочность», плод деятельности капхи, перегружает организм липкими токсинами.

Ведической медицине не было нужды прибегать к понятию 3-х дош: она рассматривала жизнь на уровне праны, теджаса и оджаса. Но Аюрведа, медицинская система, предназначенная для простых смертных, их использует, поскольку основной сферой ее приложения является физическое тело, которым доши и управляют.

Автор: Роберт Свобода
Источник: книга «Аюрведа: жизнь, здоровье и долголетие»

Это может быть вам интересно
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии