6 вкусов: последствия злоупотреблений

Вкусы, болезни и доши | Преобладающие эмоции | Влияние на сознание

Вкусы, болезни и доши

Вы можете поддерживать 6 вкусов в состоянии равновесия до тех пор, пока не начнете отдавать слишком явное предпочтение одному или нескольким из них. В числе последствий злоупотребления теми или иными вкусами можно назвать следующие:

  • Сладкое: ожирение, диабет, сонливость, паразиты, затрудненное кровообращение, воспаление глаз, несварение, рвота, газы, апатия, застойные явления в дыхательных путях и другие нарушения по типу капхи.
  • Кислое: ощущение жжения, зуд, головокружение, преждевременное старение, вялость тела, нагноения.
  • Соленое: воспаления, отеки, склонность к кровотечениям, кожные заболевания, в том числе герпес и крапивница, заболевания суставов, импотенция, ранние морщины, раннее облысение.
  • Острое: боли, головокружение, обмороки, сухость во рту, тремор, слабость, истощение, ощущение жжения, жар, жажда, пониженная секреция половых желез.
  • Горькое: все расстройства, связанные с ватой, включая онемение, истощение, режущую боль, ломоту, колики, головокружения, головные боли, ригидность, тремор, пониженную секрецию половых желез.
  • Вяжущее: все связанные с ватой нарушения, включая тремор, припадки, запоры, сухость тела, растяжения, онемение с покалыванием, истощение, жажду, пониженную секрецию половых желез.

Степень выраженности того или иного вкуса в пище определяет силу ее воздействия на доши:

  • Из вкусов, управляющих ватой, наиболее важен соленый, поскольку он является тяжелым, маслянистым, согревающим и улучшает пищеварение. Следом идет кислый, а за ним – сладкий.
  • Горький вкус наилучшим образом управляет питтой, поскольку он охлаждает и сушит. Следом идет сладкий, а за ним – вяжущий.
  • Острый вкус наилучшим образом управляет капхой, поскольку он горяч, легок, сух и способствует удалению из тела секреторных выделений. Следом идет горький, а за ним – вяжущий.

Первый признак разлада в тканях организма состоит в том, что человек ошибочно принимает один вкус за другой или оказывается вовсе не способным определить вкус. Оба этих нарушения возникают, как правило, из-за злоупотребления одним или несколькими вкусами. Такое притупление чувства вкуса делает мозг неспособным как следует подготовить организм к поступлению в него пищи. А это препятствует правильному пищеварению.

Для ума 6 вкусов имеют еще большее значение, нежели для тела, потому что ум остро нуждается в чувственной стимуляции. В Аюрведе чувства делятся на 2 группы:

  • 5 чувств восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус
  • 5 чувств действия: это голос (символизирующий все формы общения), руки (символизирующие все разновидности манипуляций с предметами), ноги (движение), гениталии (творчество и размножение) и анус (выделение).

Каждое чувство восприятия представляет собой канал, через который ум движется к объекту, воспринимает его на опыте и затем возвращается для переработки этого опыта. Каждое чувство действия – это тоже канал, в который ум входит, чтобы выражать себя путем проецирования своей индивидуальности во внешний мир, и по которому он возвращается, завершив свое самовыражение.

Как и любые другие каналы, чувственные каналы могут прийти в неисправность – стать либо слишком широкими, либо слишком узкими. Чрезмерная эксплуатация того или иного органа чувств делает его канал излишне широким, притупляя соответствующее чувство до такой степени, что ум утрачивает способность получать от его использования какую бы то ни было радость. Недостаточное же использование какого-либо чувства сужает его канал, что тоже снижает для ума возможность пользоваться им в свое удовольствие. Чрезмерно расширенный канал дает избыток пространства, нарушая правильное движение воздуха, а чрезмерно суженный канал препятствует движению воздуха. Чрезмерное, недостаточное, неправильное и дурное использование органов чувств рассматриваются в Аюрведе как одна из 3-х основных причин болезни человека.

Преобладающие эмоции

Из множества факторов, влияющих на расширение или сужение чувственных каналов, наиболее важными являются, вероятно, вкусы и эмоции. Санскритское слово «раса» означает, среди всего прочего, как «вкус», так и «эмоция». Это подразумевает, что вкусы и эмоции суть тождественные силы, действующие на различных планах существования. Фактически вкус является для тела тем же, чем эмоция для ума. Эмоция обладает свойством порождать в теле соответствующий ей вкус, равно как и ощущение определенного вкуса склонно порождать в уме соответствующую эмоцию. Преобладающие психологические установки и эмоции, связанные с тем или иным вкусом, таковы:

  • Сладкий: удовлетворение, или насыщение («сладостный вкус успеха»). Злоупотребление сладким ведет к его отрицательным аспектам – самодовольству и жадности.
  • Кислый: поиски во внешней среде вещей, которыми можно овладеть. Кислое заставляет оценивать вещи, чтобы определить степень их желанности, что приводит к избирательному росту некоторых аппетитов. Злоупотребление оцениванием влечет за собой зависть и ревность, что может проявляться как неодобрение желаемого – «зелен (т.е. кисл) виноград».
  • Соленый: жизнелюбие, усиливающее все аппетиты сразу. Злоупотребление им ведет к гедонизму, стремлению предаваться всем физически доступным для тела чувственным наслаждениям, как, например, это делают «просоленные моряки», приходя в порт после долгого плавания.
  • Острый: экстравертность, склонность к возбуждению и стимуляции и особенно стремление к интенсивности переживаний. Перевозбуждение и гиперстимуляция ведут к раздражительности, нетерпению и гневу («острый язык» или «резкая отповедь»).
  • Горький: неудовлетворенность, порождающая желание перемен. Когда вам приходится проглотить «горькую пилюлю», ее горечь развеивает ваши самообманы и вынуждает вас взглянуть в лицо реальности. Избыток разочарований ведет к фрустрации, неверию в себя, что лишь добавляет вам горечи. К горьким эмоциям принадлежит и горе.
  • Вяжущий: интровертность, склонность уклоняться от возбуждения и стимуляции. Чрезмерная интровертность ведет к неуверенности, тревоге и страху. Вяжущий вкус порождает сжатие, которое заставляет вас «сохнуть на корню», ощущая, как «холодные, костлявые пальцы ужаса» стискивают ваше горло.

Ваша личность всегда пытается устроиться с максимально возможным удобством для себя. Она ищет удовлетворения в сладком и готова использовать любой другой вкус для достижения сладости, выбирая в соответствии со своими потребностями горячие или холодные вкусы. Кислый, соленый и острый – горячие вкусы, а сладкий, горький и вяжущий – холодные. Соответственно горячей или холодной является и каждая из соответствующих им эмоций. Тепло расширяет, холод сжимает – этот закон справедлив не только в физике, но и в науке о здоровье. Холод сжимает физические и духовные каналы; тепло расширяет их.

Сладкий, горький и вяжущий суть холодные вкусы, и соответствующие им эмоции являются холодными и сжимающими. Они снижают потребность организма в «поглощении» нового. Удовлетворенность, или самодовольство,- сжимающая эмоция, так как она снижает аппетит ума к чувственным удовольствиям. Неудовлетворенность также является сжимающей, поскольку представляет собой признание невозможности получения удовольствия при помощи чувств. Страх, самая мощная из сжимающих эмоций, сокращает все чувства. У чувствительных людей страх на самом деле вызывает сокращение бронхиол и может спровоцировать астматический приступ.

Кислый, соленый и острый – горячие вкусы, и соответствующие им эмоции тоже являются горячими и несдержанными. Они увеличивают желание организма потреблять пишу или другие чувственные объекты. Таков гедонизм, «соленая» эмоция. Зависть и ревность повышают потребность ума в наслаждении, гнев косвенным образом увеличивает физический и умственный аппетиты, затопляя организм жаром.

Соленый вкус называется «всевкусом» (на санскрите – сарва раса), поскольку он способен обогащать все вкусовые оттенки пищи, одновременно повышая аппетит организма к еде. Если его использовать в малых количествах в виде приправы, он способствует хорошему перевариванию пищи, однако чрезмерное его применение ослабляет тело. Гедонизм, эмоция, связанная с соленым вкусом, делает то же самое с умом: малые дозы увеличивают стремление ума к интенсивности переживаний, чрезмерные же делают его вялым и слабым.

Соленый вкус заставляет тело накапливать воду и увеличивает выработку пищеварительных соков и половых жидкостей – вот почему соль противопоказана тем, кто стремится к безбрачию. Фактически соленый вкус повышает уровень всех жизненных соков. Сама жизнь имеет своей основой воду – каждый из нас на 75% состоит из воды,- стало быть, повышение уровня соков делает нашу жизнь «сочнее». Энергично побуждаемые соленым вкусом к поиску удовлетворения, чувства заставляют нас пускаться в погоню за мирскими радостями. Соль и соленый вкус опьяняют – в буквальном смысле этого слова – и, подобно всем другим опьяняющим веществам, создают предпосылки для злоупотребления.

Влияние на сознание

В действительности, в качестве опьяняющего средства можно использовать любой из вкусов. К примеру, сладкий вкус является в нашем обществе весьма распространенным наркотиком: люди пользуются им, чтобы ощутить чувство удовлетворения. Некоторые общества опьяняются кислой завистью или острой раздражительностью, а некоторые люди используют для удовлетворения своих прихотей даже горькое и вяжущее. Мы все пользуемся пищей для того, чтобы изменять состояние своего сознания, а любые изменения сознания воздействуют на тело посредством 3-х дош.

  • Сладкий: интенсивный самоудовлетворяющий эффект усиливает пассивную от природы, самодостаточную капху, остужает гнев питты и успокаивает страх ваты.
  • Кислый: завистливое воздействие усиливает капху, если зависть к чьему-либо успеху побуждает вас крепче держаться за свои достижения. В противном случае будет усиливаться питта, по мере того как ревность преобразуется в гнев на то, что вы воспринимаете как несправедливость жизни по отношению к вам. Зависть все же помогает ослабить вату, фокусируя и разогревая ваше сознание.
  • Соленый: гедонизм разжигает ваше самодовольство до тех пор, пока вы способны ему предаваться, что также усиливает капху. Он усиливает и ярость питты, разгорающуюся при возникновении каких-либо препон на пути к удовлетворению ваших желаний, и ослабляет вату, унимая боязнь неадекватности или неспособности наслаждаться в полную меру.
  • Острый: усиливает питту, активно увеличивая приток гормонов и пищеварительных соков, что облегчает и переваривание пищи, и проявление гнева. Оно ослабляет капху, уменьшая самоудовлетворение, и временно ослабляет вату, позволяя выразить сдерживаемое до поры возмущение. В конечном счете, однако, острое усиливает вату, истощая органы и железы. Это «выжимает вас досуха», ограничивая ваши возможности проецировать вовне агрессивность или несчастье.
  • Горький: лучший из всех 6 вкусов. Как говорит доктор Васант Лад, «чем горше, тем лучше». Небольшое количество горького помогает уравновешивать в теле все прочие вкусы. Подобно тому как умеренное недовольство собой и своей жизненной ситуацией побуждает человека к переменам, горькое расширяет чрезмерно суженные каналы (тем самым ослабляя капху и ее самодовольство) и сжимает слишком широкие каналы (тем самым ослабляя питту и ее гнев). Однако злоупотребление горьким усиливает вату, поскольку неудовлетворенность и безостановочные перемены порождают неуверенность и страх.
  • Вяжущий: сжимает, уводя человека прочь от самоудовлетворенности капхи и самовозвеличивания питты. Это сжатие усиливает боязнь недостаточной чувственной «подпитки» и ведет к усилению ваты.

Горький, острый и вяжущий вкусы усиливают вату и ослабляют капху. Их легкость уменьшает ваше желание оставаться связанным со своим телом и затрудняет самоотождествление вашей личности с вашим телом, даже если она хочет продолжать это делать. Сладкий, кислый и соленый вкусы усиливают капху и ослабляют вату. Их тяжесть увеличивает как вашу способность к самоотождествлению с телом, так и вашу заинтересованность в этом. Все мы – жертвы наших вкусов и эмоций.

Наша культура, например, является культурой потребительской. От нас ждут, что мы по уши влезем в долги ради того, чтобы наша экономика продолжала функционировать. Дабы побудить нас к мотовству, средства массовой информации изощряются в рекламе, которая колдовским образом создает в нас новые желания, направленные на вещи, которых у нас никогда прежде не было и в которых мы, как правило, не нуждаемся. Сначала создается стремление к гедонистическому образу жизни, и оно порождает в нас соленый вкус. Затем наступает черед зависти: мы сравниваем себя с живущими по соседству Джонсами и понимаем, насколько полнее и лучше, чем нам, им удается ублажать свои чувства. Так возникает кислый вкус. И наконец, наша нетерпеливая потребность в самоудовлетворении проявляется в виде гнева на всякое препятствие, какое встречается нам на пути. Так возникает острый вкус.

Поскольку соленый, кислый и острый – горячие вкусы, теперь мы достаточно «разогреты» и готовы к тому, чтобы потреблять и переваривать – как физически, так и умственно. Все идет хорошо, пока нам удается раздобыть достаточно «пищи» (для всех наших чувств), чтобы утолять этот голод. Однако некоторые из этих искусственно создаваемых желаний неизбежно остаются неисполненными. Даже если в нашем распоряжении имеются неограниченные богатства, число часов в сутках все равно конечно. Сколько мы способны потратить? Насколько мы способны себя удовлетворять? Желания, которые остались неисполненными, порождают в нас горечь, приводя к неудовлетворенности.

Аюрведа учит нас, что принимаемый в малых количествах горький вкус тонизирует аппетит и пищеварение. То же самое справедливо и для внешнего мира: небольшая неудовлетворенность все пуще и пуще разжигает ваши аппетиты. Но если неудовлетворенность чрезмерно сильна, в организме в конце концов возникает избыток горечи. Когда вам не хватает энергии (денег), чтобы продолжать в том же духе, приходится потворствовать своим желаниям лишь избирательно, а это порождает разочарование, потому что средства массовой информации продолжают неустанно звать вас к наслаждениям. Избыточная горечь чрезмерно стимулирует вату и нарушает покой вашего ума, как только вы начинаете задумываться о том положении, в которое попали.

Кислый, соленый и острый вкус пронизывают все ваше существо, пока в вас сохраняется потребность и способность потворствовать своим прихотям, а когда такое потворство прерывается, организм захлестывает горечь. Ваше тело сознает, что вкусовое равновесие нарушено, равно как и то, что сладость способна его восстановить, и потому тянется к сладкому. Сладкое удовлетворяет голод, порожденный кислым, соленым и острым, и будучи прямой противоположностью горькому, устраняет разочарование и неудовлетворенность. После потребления сладкого тело и ум временно обретают взаимное равновесие и испытывают довольство собой.

Для получения сладости уму вовсе нет необходимости поглощать пищу. Он способен извлекать сладость из любой приятно возбуждающей деятельности, даже из хождения по магазинам, если при этом можно сорить деньгами. Временное ощущение неограниченной власти, которым наделяет вас кредитная карточка, обеспечивает мощное удовлетворение, которое, к сожалению, исчезает неведомо куда, как только покупатель возвращается с покупками домой.

Хорошо переваренная пища дает более длительное удовлетворение, чем прочие волнующие ощущения, потому что даже после того, как минует первый прилив удовольствия, должным образом переваренная и усвоенная пища будет питать и удовлетворять тысячи клеток тела. Дурное же пищеварение порождает ту же самую вторичную неудовлетворенность, что и любые другие дешевые удовольствия, завлекающие нас лишь для того, чтобы надуть. Ткани мгновенно проникаются доверием и ждут обещанной им основательной кормежки; когда же дым рассеивается, а обещанных ощущений они не получают, они чувствуют себя обманутыми.

Но даже при хорошем пищеварении сила, с которой ощущается сладость, затухает, как только пища переварена и усвоена. И тогда снова возникает стремление поесть, чтобы вновь испытать то временное блаженство, которое дает вашему желудку еда. Это стремление еще ярче проявляется при дурном пищеварении, потому что, несмотря на прием пищи, ткани в действительности не получают достаточно питательных веществ и посылают в мозг сообщения, напоминающие, что они голодны. Чем больше вы едите в таком состоянии, тем больше ослабевает ваше пищеварение.

Вскоре человек начинает испытывать не меньшую потребность в кислом, соленом и остром, нежели в сладком, потому что горячие вкусы усиливают все виды пищеварительного огня, дабы можно было все чаще получать удовлетворение от еды. Однако кислый, соленый и острый вкусы также разжигают и аппетит, а потому сколько бы вы ни съели, вам все равно будет хотеться съесть что-нибудь еще.

«Фаст-фуд» – пища быстрого приготовления, составляющая ныне половину всего, что съедается в США,- оттого и появился на свет, что никто не знает, в какой миг может возникнуть потребность потешить свой язык. Вдумайтесь в то, что представляет собой жаренный во фритюре картофель: сам по себе картофель сладок, а подается он покрытым плотной корочкой соли и залитым сладко-кисло-соленым кетчупом. Едок получает свой Сладкий вкус вместе с кислым и соленым, количество которых достаточно для того, чтобы раззадорить вкусовые луковицы и пищеварительные органы. Или возьмем наш добрый гамбургер: сладко-кислый майонез, плюс кисло-солено-острая горчица, плюс сладко-кисло-соленые маринады, и все это – на сладкой пшеничной булочке. Или «тако» – в нем присутствуют все эти вкусы, только острый погуще, чтобы еще сильнее возбудить уже сверхвозбужденный желудочно-кишечный тракт.

Всю эту «мусорную» еду – мусорную, потому что вкуса в ней много, а питательных веществ почти никаких,- обычно запивают безалкогольными напитками либо кофе. Большинство этих напитков переслащено, а в некоторые еще добавляется кофеин. У кофе острый вкус, сахар и сливки добавляют сладости, ну и, разумеется, кофеина в кофе тоже хватает. Кофеин же – не что иное, как метаболическая кредитная карточка, вещество, заставляющее тело выделять достаточно гормонов, чтобы мы продолжали функционировать, ублажая себя сладостью во всевозможных обличьях, пока нас не свалит усталость. По аналогии с финансовыми долгами, к которым нас подталкивают, большинство из нас, используя такие «кредитные карточки», создают тяжкое бремя физиологического долга.

Со временем платить приходится по всем счетам. В отличие от стран «третьего мира», ваш организм не может отказаться от уплаты долгов, кроме как умерев. Возможно, у вас разовьется диабет – болезнь, при которой тело уже не в состоянии справляться с колоссальным количеством сладкого, коего требует ум, и выбрасывает его непереваренным. Или, возможно, бремя ваших долгов сокрушит вашу щитовидную железу или надпочечники, в результате чего организм в целом учинит всеобщую забастовку.

Ваша личная конституция, то есть ваш индивидуальный характер метаболизма, помогает определить, насколько сильно воздействуют на вас те или иные вкусы и эмоции. Именно поэтому те, кто питается одной и той же пищей, далеко не всегда испытывают от нее одни и те же умственные и физические воздействия. Когда члены семьи обедают за одним столом, воздействие пищи на вкусы и эмоции каждого определяется его индивидуальным вкусом и эмоциональным балансом.

Врожденный характер вашего метаболизма, с которым вы появились на свет, называется «пракрити». Слово «пракрита» означает также «Природа», «Та, что сотворена первой». Ваша пракрити – это первое ваше «творение», первая реакция, рождающаяся в вас, когда вам приходится приспосабливаться к каким-то изменениям в окружающей среде. Ваша конституция представляет собой набор метаболических тенденций, которые определяют особенности инстинктивной реакции вашего тела и вашего ума на очередной возбудитель. Многие из черт вашей личности, которыми вы гордитесь, порождены этими метаболическими тенденциями и зависят от них. Многие ваши качества, которые вы в себе не любите, имеют то же происхождение. Знание своей конституции позволит вам гораздо лучше понять свое тело и свой ум. Вы уясните себе, почему вам не нужно испытывать чувство вины в связи с вашими предпочтениями по части еды или такими психологическими особенностями, как гневливость либо подверженность страхам. Поняв, что эти черты определяются вашей конституцией, вы сможете изменить свой образ жизни так, чтобы помочь организму свести влияние этих черт до минимума.

Ваша индивидуальная конституция была определена состоянием тел ваших родителей в момент вашего зачатия. Один из сперматозоидов оказался лучше других приспособлен к условиям, доминировавшим в их телах, и, выиграв гонки, первым добрался до яйцеклетки, после чего его гены смешались с генами яйцеклетки, образовав новое существо. На вашу конституцию повлияли гены ваших родителей, питание вашей матери, привычки, которые были у нее в пору беременности, а также все аномальные события, какие имели место во время вашего появления на свет. После того как ваша индивидуальная конституция и сопутствующие ей тенденции установились, изменить их уже невозможно. Подобно вашим генам, ваша конституция останется с вами до конца жизни, нравится вам это или нет.

Тем не менее, вы можете научиться приспосабливаться к ней таким образом, чтобы ее диспропорции оказывали на вас возможно меньшее влияние. Вы можете научиться предотвращать заболевания и излечивать их, если они все-таки возникают. Вы получите возможность предвидеть, что произойдет, когда вам случится контактировать с носителем той или иной болезни, или же выработать оптимальную для вас программу омоложения. Изучая и используя принципы Аюрведы, вы сможете понять, по какой причине ваша жена (или муж), ваши дети, родственники, друзья, соседи и сотрудники поступают так, как они поступают, и определить, как следует строить общение с ними, чтобы достичь максимально гармоничных отношений. Вы сможете планировать питание своей семьи таким образом, чтобы каждый из ее членов получал пищу, наиболее благоприятную для его пракрита.

Аюрведа представляет собой медицинскую систему, основанную на самом что ни на есть здравом смысле. Для определения индивидуальной пракрита в ней используются очень простые и понятные принципы. Эти принципы основаны на теории 3-х дош, поэтому ваша пракрити описывается в терминах ваты, питты и капхи.

  • В людях, относящихся к типу ваты, присутствует больше воздуха и пространства, чем во всех прочих. Их тела порождают больше кишечных газов, а ум способен вместить в себя больше экстравагантных идей. Даже хруст, который издают их суставы, объясняется, по уверениям некоторых авторитетов, перемещением пузырьков азота в этих суставах.
  • Люди, относящиеся к типу питты, буквальным образом содержат в себе больше огня, нежели все прочие. Аппетит и пищеварение у них развиты сильнее, чем у других, они лучше переносят холод, и именно благодаря им возникло выражение «горячие головы».
  • Люди, относящиеся к капха-типу, обладают более грузным, «земным» телосложением, чем люди иных типов, они склонны накапливать в себе водные субстанции вроде жидкостей и жиров и толстеют легче, чем все остальные.

Аюрведа рассматривает каждого человека сквозь призму ваты, питты и капхи. Ваша конституция влияет также и на ваши эмоции:

  • Если ваша конституция тяготеет к вате, вы будете пугливее и тревожнее прочих людей. Вы будете естественным образом тяготеть к сладкому, кислому и соленому, которые ослабляют вату и умеряют страх. Однако, переедая сладкого, кислого и соленого, вы можете усилить капху, а это создаст препятствия для свободного движения ваты и приведет к болезни. Для сохранения здоровья людям типа ваты следует есть сладкое, кислое и соленое в количествах, достаточно малых для того, чтобы такая пища легко переваривалась.
  • Люди, обладающие конституцией типа питты, от природы агрессивны и нетерпеливы. Для преодоления этих врожденных тенденций и поддержания равновесия лучше всего использовать сладкий, горький и вяжущий вкусы. К сожалению, эти люди зачастую предпочитают кислую, соленую и острую пищу, а она делает их еще более агрессивными, нетерпеливыми и жестокими, обостряя их стремление ко все большим и большим достижениям, являющееся отличительной чертой людей этого типа. Вдобавок такая пища перегревает их тело и ум, нарушая равновесие организма.
  • Люди, конституция которых тяготеет к капхе, иногда используют сладкое, кислое и соленое, дабы утвердиться на избранных ими позициях, между тем как им следует употреблять горькое, острое и вяжущее, чтобы встряхнуться и пробудиться. На одном только горьком, остром и вяжущем не проживешь, и все же эти вкусы должны составлять значительную часть их питания.

Ваша конституция через гены влияет на ваши эмоции и на ваше тяготение к тому или иному вкусу. Ученые уже обнаружили гены, порождающие различные эмоциональные состояния, которым подвержена наша плоть. Едва ли каждая эмоция контролируется одним-единственным геном, но тем не менее, поскольку все наши психические состояния имеют физиологическую основу, должны существовать гены или сочетания генов, порождающие группы белков, которые, взаимодействуя с группами гормонов, в свою очередь порождают определенное физическое состояние, вызывающее определенную эмоцию. И наоборот – ваши эмоции могут активизировать некоторые из ваших генов, не затрагивая при этом другие, и воздействовать таким образом на ваши гормоны и метаболическое равновесие.

Если ваши родители и дедушки с бабушками легко впадали в гнев, есть серьезные основания предполагать, что они передали вам ген или набор генов, которые и вас заставляют гневаться по пустякам. Если они были пугливы, они могли передать вам соответствующие гены, и потому вас всю жизнь будет глодать страх. Каждый из нас живет в океане эмоций, который образован слиянием генов.

За счет вкуса пищи, которую мы принимаем, гены можно лишь активировать или деактивировать, но не изменить. Гены, которые «включаются» часто, могут с каждым разом активизироваться все легче и легче, а гены, используемые редко, могут отступить на задний план, однако все они на протяжении всей нашей жизни постоянно ожидают возможности проявить себя. И до тех пор, пока ваши гены существуют, ваша склонность к определенным эмоциям останется при вас. До тех пор, пока вы не научитесь изменять собственные гены, вам придется полагаться на знание своей конституции, если вы надеетесь достичь равновесия. Понимание вашей пракрита позволит вам понять, почему вы делаете именно то, что делаете, и даст вам ключи к самосовершенствованию.

Автор: Роберт Свобода
Источник: книга «Пракрити. Ваша аюрведическая конституция»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии