«Дханурасана» - поза лука

[Асана] «Дханурасана» – поза лука

Выдающийся современный мастер Йоги Дхирендра Брахмачари в своей книге «Йогасана-Виджняна» – «Искусство практики асан» указывает на то, что истинное название данной асаны – не Дханурасана, а Уштрасана, то есть поза верблюда, Дханурасной же Брахмачари именует то упражнение, которое Шри Свами Шивананда зовет Уштрасаной.

Учитывая, что и Шивананда, и Брахмачари – величайшие знатоки Йоги, данное разночтение можно отнести к тому, что они принадлежат к двум различным линиям учителей, развивавшихся отдельно друг от друга с глубокой древности.

Нас же в этом интересует аспект чисто практический. Дело в том, что название Уштрасана, присвоенное Дханурасане в школе Брахмачари, говорит о том, как следует практиковать это упражнение. Голова верблюда перпендикулярна шее. Отсюда следует, что шею в данной асане следует вытягивать вверх, держа голову прямо, а не запрокидывая ее назад, что часто делают неопытные практикующие и что нередко приводит к нежелательным последствиям, далеко не лучшим образом отражаясь на состоянии сердца, сосудов мозга, щитовидной железы и позвоночника в шейном отделе и верхней части грудного.

(далее…)

Тридцать девятая сутра из Вигьяна Бхайрава Тантры: «Произносите нараспев звук и станьте им»

Тридцать девятая сутра из Вигьяна Бхайрава Тантры: «Произносите нараспев звук и станьте им»

Тридцать девятая техника из ста двенадцати методов Вигьяна Бхайрава Тантры, использующая звуки, гласит: «Медленно, нараспев произноси звук, подобный звуку АУМ. Когда звук войдет в полнозвучие, сделай то же самое».

Возьмем, например, аум. Это один из основных звуков. А-У-М: в нем объединены эти три звука. А-У-М – это три основных звука. Все звуки составлены из них или выводятся из них; все звуки являются комбинациями этих трех звуков. Так что эти три звука являются основными. Они являются основными в том же смысле, как в физике являются основными электрон, нейтрон и протон. Это следует глубоко понять.

Гурджиев говорит о «Законе трех». Он утверждает, что существование в абсолютном смысле есть нечто целое, одно. В абсолютном случае, в предельном случае существует только одно. Но это абсолют, а все, что мы наблюдаем, является относительным. Все, что мы видим, никогда не является абсолютом; абсолют всегда спрятан, скрыт. Его невозможно увидеть, потому что в тот момент, когда мы видим что-либо, оно разделяется. Оно разделяется на три части: на видящего, на видимое и на отношение между ними. Я вижу вас; я здесь, вы здесь, и между нами двумя существует отношение знания, видения, узнавания. Процесс разделен на три части. Абсолют разделен на три части; в момент познания он разделяется на три части. Будучи непознанным, он является одним. Познанный, он становится тремя. Познанное является относительным; непознанное является абсолютным.

(далее…)

Как управлять капхой?

Как управлять капхой?

Капха, поскольку в ней преобладает элемент воды,- холодная, влажная, медленная и тяжелая. Поэтому она лечится согревающей, осушающей, облегчающей и стимулирующей терапией. Вкусы, которые излечивают капху, – острый, горький и вяжущий; все они являются осушающими и облегчающими, обладают катаболическим действием. Острый вкус, будучи сухим и согревающим, представляет собой прямую противоположность капхе, поэтому он особенно подходит для ее лечения.

Методы терапии, которые лечат капху, оказывают уменьшающее действие. Обычно их сочетают с голоданием или легкой диетой. Их действие направлено на уменьшение веса, через уменьшение в теле элемента земли и рассеивание воды.

Воду можно вывести из тела различными путями. Самый прямой – через почки, посредством мочеиспускания (диурез). Поэтому мочегонная терапия, стимулирующая функцию почек, считается главной для капхи. Она помогает устранить отеки, застой воды в теле и излишний жир, который также относится к элементу воды. Однако мочегонные травы не затрагивают сам корень нарушений, связанных с капхой. Основным местом скопления капхи в организме являются легкие и желудок, а диуретики, воздействуя на почки, не могут оказать на них непосредственного влияния.

(далее…)

«Бхуджангасана» - поза кобры

[Асана] «Бхуджангасана» – поза кобры

Бхуджангасана имитирует действия кобры, приподнимающейся перед тем, как ужалить свою жертву. Мы уже обсуждали ардха-бхуджангасану, которая служит подготовкой к освоению бхуджангасаны. Если у вас жесткая спина, вам следует делать ардха-бхуджангасану непосредственно перед выполнением бхуджангасаны. В ином случае достаточно одной бхуджангасаны.

«Бхуджангасана» - поза кобры
«Бхуджангасана» – поза кобры

Техника выполнения. Лягте на живот, выпрямив ноги и повернув ступни подошвами кверху. Положите ладони на пол под плечами и слегка в стороны от них; пальцы должны быть направлены вперед, а руки – согнуты так, чтобы локти были направлены назад. Опустите лоб на пол. Закройте глаза. Расслабьте все тело, особенно нижнюю часть спины. Это исходное положение. Медленно и до конца выдохните весь воздух. Затем на вдохе поднимайте тело, как мы будем описывать. Медленно наклоняйте голову назад, чтобы в конце подбородок был направлен вперед, а задняя часть шеи сжата. Чувствуйте растяжение передней части шеи.

(далее…)

Господь и Его энергия

Господь и Его энергия

«Ишопанишад» говорит: «Тот, кто всегда смотрит на живые существа как на духовные искры, качественно равные Господу, понимает истинную природу вещей. Что может ввести его в заблуждение или потревожить?» Такое понимание и есть сознание Кришны. Истину можно постичь в большей или меньшей степени, но преданный Кришны постигает всю истину, а именно то, что в качественном отношении мы тождественны Господу, но отличаемся от Него количественно. Имперсоналисты полагают, что мы тождественны Господу, или Высшей Абсолютной Истине, на все 100%. Но это не соответствует действительности. Если мы полностью тождественны Верховному Господу, то каким же образом мы оказались во власти майи (иллюзии)? На этот вопрос у имперсоналистов нет ответа.

В чем заключается наше тождество со Всевышним, объясняется в ведической литературе на примере искр и огня. Искры обладают теми же качествами, что и огонь, но отличаются от него в количественном отношении. Когда искра, вылетев из огня, падает в воду, она теряет все присущие огню качества. Точно так же, когда бесконечно малая душа покидает общество Господа и соприкасается с гуной невежества, ее духовные качества почти совсем исчезают. Если искра падает на землю, а не на воду, она сохраняет какое-то тепло. И когда живое существо находится под влиянием гунны страсти, сохраняется надежда, что оно сможет вновь обрести сознание Кришны. А если искра упадет на сухую траву, она может воспламенить ее и возвратить себе все присущие огню качества. Аналогично этому, тот, кто находится под влиянием гунны благости, может воспользоваться всем, что дает духовное общение, и легко возродить в себе сознание Кришны. Поэтому в материальном мире надо стремиться достичь уровня благости.

(далее…)

«Ардха-бхуджангасана» - поза полукобры

[Асана] «Ардха-бхуджангасана» – поза полукобры

По-английски эту асану называют позой сфинкса, так как передняя часть тела в конечной позе чрезвычайно напоминает египетского сфинкса. Это очень простая асана и она служит подготовительной позой для бхуджангасаны (позы кобры).

«Ардха-бхуджангасана» - поза полукобры
«Ардха-бхуджангасана» – поза полукобры
(далее…)

О голоде и обжорстве, жадности и гостеприимстве, скупости и щедрости, должниках и кредиторах. 200, 201, 202

Идея дня. 61-70

[lsvr_tabs inview_anim=”none”]

[lsvr_testimonial portrait=”” source=”” inview_anim=”none”]«Зачем мы ездим в горы? Чтобы понять, что такое изоляция… Душа несчастлива в своей изоляции, это единственная причина таких глубоких понятий, счастлив я или нет. Чем бы мы не владели, чтобы не делали, какой бы властью не обладали – мы несчастливы. Разве мирские утехи делают нас счастливыми? Разве путешествие по различным странам делают нас счастливыми? Разве беспорядочные связи делают нас счастливыми? Разве деньги делаю нас счастливыми? Конечно, мы говорим так: “О, если бы я это получил, я был бы счастлив” или “Если бы она вернулась ко мне, я был бы счастлив”… Счастье не связано с получением, счастье связано лишь с отдалением нашей души. Великая трагедия человеческой жизни в том, что мы не осознаем своего предназначения в этом мире, что быть человеком – это привилегия быть подходящим инструментом в Его руках».[/lsvr_testimonial]

(далее…)

«Випарита-карани-мудра» - символ перевернутого действия

[Асана] «Випарита-карани-мудра» – символ перевернутого действия

Випарита-карани-мудра – одна из ключевых мистических практик Йоги. При выполнении в полном варианте это упражнение изменяет направление вращения основного вихря на обратное, тем самым воздействуя на направление потока внутреннего времени. Однако полный вариант Випарита-карани-мудры достаточно сложен, поэтому в данной работе приводится лишь упрощенная техника ее выполнения, достаточная для достижения терапевтического эффекта.

Техника выполнения. Лечь на спину на пол, под голову ничего подкладывать нельзя. Ноги вытянуты, руки по бокам, ладони прижаты к полу. Медленно поднять ноги примерно до угла в 30 градусов и задержаться в этом положении (рис. 1).

«Випарита-карани-мудра» - символ перевернутого действия
Рис. 1
(далее…)

Об истине. 1051-1060

Об истине. 1051-1060

[lsvr_tabs inview_anim=”none”]

[lsvr_testimonial portrait=”//www.samtulana.ru/img/2014/10/61385q.jpg” source=”Бхакти Тиртха Свами, общественный деятель, писатель и кришнаитский гуру” inview_anim=”none”]«У нас есть выбор. Будем ли мы продолжать погоню за временными отношениями и общением или заплатим в этой жизни определенную цену за вечные отношения и духовный опыт? Мы сами решим это. Мы можем попытаться, не слушая никого, снова наслаждаться в материальном теле, (что, вообще то, является делом, заранее обреченным на провал) или все же постараемся предлагать все обратно Богу, чтобы однажды вновь обрести общение с Ним. Каждый из нас делает свой выбор».[/lsvr_testimonial]

(далее…)

Что такое человек?

Что такое человек?

Русский писатель Достоевский, ожесточенный противник спиритизма, тем не менее писал в своем «Дневнике»: «Основная и самая высшая идея человеческого бытия – необходимость и неизбежность убеждения в бессмертии человеческой души. На мой взгляд, в большой части русской интеллигенции все больше и больше, с прогрессирующей быстротой укореняется совершенное неверие в свою душу и ее бессмертие. Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на Земле лишь одна – идея о бессмертии человеческой души, ибо все другие высшие жизненные идеи, которыми может быть жив человек, лишь из нее вытекают. Любовь к человечеству совершенно немыслима, непонятна и невозможна без совместной веры в бессмертие души человеческой. Самоубийство при потере идеи о бессмертии становится совершенной и неизбежной необходимостью для всякого человека, хоть чуть-чуть приподнявшегося в своем развитии над скотами».

Тот, кто не имеет полной уверенности в вечности и сверхчувственном назначении человека, тот не имеет путеводной звезды своего существования на Земле. У него с корнем вырван источник всякой вдохновляющей силы, способности к самопожертвованию и цивилизации. Он становится тем, кем и должен быть в таком случае – эгоистическим, чувственным существом, погруженным исключительно в проблемы самосохранения и мало чем отличающимся от животного.

(далее…)