fbpx

Пища: 7 вещей для улучшения эффективности от приема пищи

«Пища – это жизнь всех живых существ, и весь мир пребывает в поисках пищи. Голос и цвет лица, ясность ума и чистота тела, счастье и долголетие, сила и рост, удовлетворение и проницательность – все это имеет основание в пище. Все, что служит благоденствию в этом мире, все, что относится к Ведам и жертвоприношениям, всякое действие, ведущее к духовному освобождению, – все это считается основанным в пище».
Чарака

Наиважнейшей из всех самскар является питание, или внутреннее огненное жертвоприношение, ежедневно совершаемое человеком. Подобно тому как в Ведах все вещества подразделяются по их пригодности служить жертвенным материалом для внешнего священного огня, в Аюрведе они подразделяются по пригодности быть подношением внутреннему огню. И точно так же как нельзя «из свиной щетины сделать шелковый платок», невозможно построить здоровые ткани из нездоровой пищи, если только человек не является мастером Тантры. Лучше всего выращивать пищу в собственном саду или огороде, так чтобы владеть всеми физическими и нефизическими потоками, которые она в себя вбирает. В наше время, однако, для подавляющего числа людей это невозможно, и поэтому на передний план выступает фигура приготовителя пищи.

Многие индийские повара и врачи происходят из брахманов, потому что эти профессии, как и профессия ведического жреца, включают в себя отбор материалов, приготовление смесей и поднесение их огню. Повар в традиционном индийском домашнем хозяйстве фактически играет роль священника, готовя живую пищу для жертвоприношения, которым является совместная еда. Он тем самым «готовит» и семью из отдельных индивидуумов. Подобно алхимику, повар извлекает из сырого материала его суть и питает ею внутрен­ний огонь, чтобы получить сладкую расу и оджас. Хороший повар обращается с пищей, как с живым существом: он убивает ее и затем воскрешает вновь, вкладывая в нее любовь и питательную ценность. Каждая мысль, мелькнувшая в голове повара, воздействует на пищу и на человека, вкусившего ее. Только тот имеет право готовить еду, кто действительно способен любить тех, для кого он готовит, и кто готов затратить усилия, чтобы вложить свою любовь в пищу. В Индии женщинам не разрешается готовить еду во время менструаций, поскольку считается, что в этот период происходит очищение, в течение которого трудно удерживать необходимое сосредоточение ума на выполнении столь ответственной работы.

Хотя хороший повар может улучшить качество почти любой пищи, ее итоговое воздействие на организм определяется пищеварительной системой едока. Йогурт, например, запрещен людям с капха-конституцией, а также всем остальным, если время года, погода или имеющаяся болезнь обусловлены капхой, так как при этих условиях йогурт скорее всего останется непереваренным и потому будет действовать скорее как яд, нежели как питательный продукт.

3 стадии проходит пища в процессе пищеварения:

  • «сырую», управляемую капхой, с преобладающим сладким вкусом – в желудке;
  • «варочную», управляемую питтой, с преобладающим кислым вкусом – в тонком кишечнике;
  • «вареную» стадию, управляемую ватой, с преобладающим острым вкусом – в толстой кишке.

До тех пор пока пища остается сырой по отношению к едоку, она считается нечистой, а возможно, и ядовитой. И только полностью «сварившись» в пищеварительном огне, она становится чистой, годной для усвоения в теле.

  • Вкус – это воздействие пищи на тело после введения ее в тело, но до начала переваривания.
  • Вирья (буквально потенция) – это воздействие, которое оказывает пища в процессе переваривания.
  • Випаку или эффект после переваривания, характеризует действие пищи после того, как она была переварена и усвоена организмом.

«Всякое действие есть результат потенции».
Чарака

Хотя существует 4 пары основных потенций, в том числе тяжелое-легкое, наиболее существенной является холодное-горячее. Горячая пища усиливает огонь, существующий в теле, а холодная – ослабляет его. Как правило, кислые, соленые и острые продукты относятся к горячим, а сладкие, горькие и вяжущие – к холодным.

Эффект после переваривания бывает 3-х типов:

  • сладкий – способствующий росту тканей, накоплению капхи и общему строи­тельству организма;
  • кислый – вызывающий накопление питты и сжигающий ткани;
  • острый – увеличивающий вату и высушивающий ткани тела.

Продукты сладкие и соленые на вкус имеют, как правило, сладкий випак, у кислых продуктов випак кислый, а у горьких, острых и вяжущих – острый випак. Поскольку сладость, кислота и острота суть вкусы, возникающие на 3-х стадиях пищеварения, випак описывает естественные свойства перевариваемой пищи и интенсивность вызванного ею пищеварительного процесса.

Выбор пищи обычно определяется вкусом. Человек жаждет того вкуса, которого ему недостает. Поскольку нет такой пищи, которая была бы пригодна для всех без исключения всегда и везде, человек должен сознательно отбирать вкусы и другие свойства продуктов, которые помогут ему уравновесить свои доши. Тело и ум могут стремиться к одному и тому же вкусу, но поскольку большинство людей не умеет исследовать вкус того, что они едят, волнения ума и навязанные предпочтения заставляют их искать какой-то особенной пищи с этим вкусом, в то время как тело требует любой пищи с этим вкусом – до тех пор пока другие качества этой пищи (твердость или мягкость, тяжесть или легкость, сухость или маслянистость) обеспечивают химический контекст, необходимый для поддержания телесного равновесия. Лучше знать, что именно требуется организму, и подбирать продукты в соответствии с этим, чем позволять своему уму убеждать себя в том, что нравящееся уму будет полезно и для тела.

Сладкий вкус нравится детям, и он нужен им, чтобы питать их растущие тела. Но когда они пытаются извлечь сладость из конфет и других пересахаренных продуктов, избыточный сахар повышает уровень адреналина в крови (адреналин – химическое вещество, подготавливающее человека к экстремальной ситуации, например драке или бегству). Ребенок начинает нервничать, что является полной противоположностью тому удовлетворению, которое дает полноценная сладкая пища. Сладкое также связано с высвобождением эндорфина, который помогает переносить боль, так что сладости становятся утешением бедных, а пациенты с хроническими болями иногда злоупотребляют сладостями в одиночку, получая неизбежные гипогликемию и диабет в качестве побочных эффектов.

7 вещей для улучшения эффективности от приема пищи

Эффект от приема пищи зависит, главным образом, от 7 вещей:

От естественных свойств продукта
От способа приготовления
От сочетания с другими продуктами
От количества
От климата и сезона (внутреннего и внешнего)
От правил приема пищи
От самого едока

Естественные свойства

Это те качества, которые внутренне присущи пищевым продуктам. В силу этих качеств черные бобы, говядина, свинина и молоко изначально трудны для пищеварения, тогда как бобы мунг, оленина и рис, наоборот, по природе своей легки. Тяжелая пища должна составлять самое большее от 1/3 до половины рациона и сопровождаться каким-нибудь легким наполнителем. В целом, сырые продукты тяжелее приготовленных, консервированные и долго хранимые тяжелее свежих, однако старое вино и зерно усваиваются легче, чем новые. Мясо нижней части животного-самца или верхней части самки легче, чем остальные части. Мясо водных животных, животных из болотистых мест, животных, поедающих тяжелую пищу, также тяжелое, как и мясо любого беременного животного. Мясо тяжелее, чем кровь, жир тяжелее мяса, а костный мозг тяжелее жира. Самым тяжелым, с точки зрения питания, является семя.

Некоторые вещества обладают особыми свойствами, что делает их ценными для различного рода диет. Рыба относится, вообще говоря, к горячим и сладким продуктам, поэтому ее можно использовать в качестве укрепляющего средства для тела без больших опасений, что такая пища чрезмерно усилит капху, как происходит в случае с другими сладкими веществами. Плоды амалаки относятся одновременно к холодным и кислым продуктам и тем самым способны улучшать пищеварение, не осложняя ситуации с питтой. Каменная соль не столь горяча, как обычная соль, и ее отрицательное воздействие на питту меньше, чем у обычной соли. При рассмотрении естественных свойств необходимо принимать во внимание, что человек ныне не всегда живет в естественной для себя среде. Хотя свежая дождевая вода и считается наилучшей питьевой водой, в местностях, где выпадают кислотные дожди, дождевая вода не может считаться чистой. То же самое относится и к продуктам, выращенным с помощью химических удобрений и пестицидов. Однако если дело касается выбора между органической пищей (выращенной без химических удобрений), которая не усваивается вами, и пищей, выращенной с химическими удобрениями, но которую вы усваиваете, то предпочтение следует отдавать тому, что лучше усваивается.

Приготовление пищи

При помощи соответствующих самскар можно изменять естественные свойства пищевых продуктов. Рис, сам по себе легкий для усвоения, становится еще легче в виде хлопьев, а мука из рисовых хлопьев может стать тяжелее, если скатать ее в шарики и обжарить. Молоко становится легче, если прогревается со специями, такими как шафран, а рис делается тяжелее, когда варится в молоке. Мед, горячий сам по себе, не следует запекать или нагревать любым другим способом, это только усилит его собственный жар. Точно так же, павлинье мясо, по природе своей горячее, не следует жарить на вертеле из касторового дерева, которое тоже горячо.

Главный принцип индийской кухни состоит в том, чтобы при помощи надлежащих самскар предотвратить возможные побочные пищевые эффекты. Рыбу часто готовят с фенхелем, или с кокосовым молоком, или подают с лимоном, чтобы остудить ее и снизить вероятность возбуждения питты. Бобы и чечевицу готовят с куркумой, чтобы предотвратить «загрязнение» крови. Бобовые, как правило, готовят на растительном масле, с чем-нибудь кислым, например с тамариндом, а также с такими приправами, как имбирь, чеснок и асафетида, чтобы не вызвать расстройства ваты. Бывает так, что противоядие к пищевому продукту приходится на то же самое растение: вяжущий земляничный лист выступает противоядием по отношению к кислой ягоде, точно так же как холодная и горькая косточка манго является противоядием к горячему и сладкому плоду. Косточки лимона представляют собой отрицательное противоядие к плодам, поистине обладающим свойствами небесной амброзии.

Вся пища должна быть «живой», так чтобы она могла давать жизнь тем, кто ею питается. Недоваренную, переваренную, подгорелую, плохую на вкус, недозрелую или перезрелую, гнилую, несвежую и прочую недоброкачественную пищу не следует подавать к столу. Специи лучше каждый раз молоть непосредственно перед употреблением. Замороженные продукты становятся тяжелее. То же самое касается пищи, консервируемой любым другим способом. Остатки еды нужно разогревать, хотя по возможности лучше вовсе их избегать. Охлажденная пища и ледяная вода совершенно непригодны к употреблению. Даже емкости, в которых хранятся продукты, должны быть тщательно подобраны. К примеру, если вода хранится в медных горшках, как это принято во многих частях Индии, то за 4-6 часов она очищается от всякого бактериального заражения, и то же самое справедливо для емкостей из серебра. Не следует готовить и хранить еду в алюминиевой посуде.

Сырая пища «живее» обработанной: ее прана сохраняет больше первозданной цельности, но при этом она труднее для усвоения и может так или иначе вывести организм из равновесия. Например, многие растения из семейства крестоцветных, в том числе репа, капуста, соевые бобы, содержат струмогенные вещества, которые при неумеренном потреблении этих овощей в сыром виде могут вызывать болезнь, известную под названием капустного зоба. Ничего подобного не происходит, если те же продукты съедаются вареными. Только люди с чрезвычайно сильным пищеварительным огнем могут жить исключительно на сырых продуктах.

Сочетание пищевых продуктов

Определенные сочетания свойств пищевых продуктов расстраивают доши, и их следует избегать. Сырая и вареная пища не должны потребляться в одно и то же время, если только количество одной из них невелико по отношению к другой, как например небольшие добавки к еде сырого чатни. Не следует смешивать свежеприготовленную пищу с остатками вчерашней еды. И рыба, и молоко обладают сладким вкусом, но разница в том, что молоко холодное, а рыба горячая, поэтому они не сочетаются между собой ни в сыром, ни в обработанном виде. Одна из студенток, под моим руководством изучавшая Аюрведу, с удовольствием ела по отдельности рыбу и молоко без всяких нежелательных последствий, но стоило ей совместить их в течение одного дня, хотя бы и в разные приемы пищи, как кожа ее сразу покрывалась сыпью. Несмотря на то что мед горяч, а топленое масло – холодное, их все же можно смешивать, однако не в равных частях. Избыток одного какого-то свойства также подлежит запрету: из-за того, что алкоголь, йогурт и мед сами по себе являются разогревающими, другая горячая пища не должна потребляться вместе с ними.

Однако, несмотря на это правило, многие несовместимые сочетания становятся допустимыми, если человек оказывается привычным (сатмья) к ним, или если несовместимость не слишком значительна, или если пищеварительный огонь человека достаточно силен или же сам человек еще достаточно молод или хорошо подготовлен. Сочетания с использованием противоядий также видоизменяют общие правила. Несмотря на то что древние тексты категорически запрещают совместное употребление в пищу молока и редиса, поскольку молоко – холодное, а редис – горячий, при соблюдении точных пропорций они превращаются в противоядия друг к другу, так что одно облегчает переваривание другого. Кроме того, приготовление разных продуктов в одной кастрюле или сковороде также делает эти продукты более легкими для усвоения, так как их несовместимость частично снимается в процессе готовки, и свойства готовой еды нередко отличаются от свойств исходных продуктов.

Количество

Выражение «мощность желудка» в Аюрведе относится не к объему желудка, но к силе его пищеварительного огня. Сильный пищеварительный огонь (свойственный питте) способен справляться с любыми пищевыми неувязками, в то время как слабый огонь (свойственный капхе) этого сделать не может. Огонь капхи, однако, отличается постоянством (пищевые неувязки расстраивают его, но если их нет, этот огонь горит равномерно). Неустойчивость характерна для огня ваты, который часто расстраивается без всякой видимой причины. Сквозь всю Аюрведу проходит понятие матры, или меры. Безопасно для себя можно принять только то количество пищи, которое будет должным образом усвоено без какого-либо вреда для здоровья. Принять больше или меньше пищи означает вызвать в себе болезнь. Во время каждого приема пищи желудок на 1/3 должен быть заполнен твердой пищей, на 1/3 – жидкой, и еще 1/3 должна оставаться пустой для свободного перемещения дош.

Погода, климат и время года

Вообще говоря, предпочтительнее есть те продукты, свойства которых противоположны времени года и погодным условиям. Употребление в пищу холодных водянистых продуктов в сыром климате, вообще говоря, неприемлемо, также как и питание ими зимой, если только человек не привык к такого рода пище. Однако манго, будучи плодом горячим, появляется именно в жаркий период года, и поэтому всякий в Индии старается привыкнуть к манго, чтобы полностью насладиться его вкусом. Переедание манго грозит кожной сыпью или поносом, но если начинать с тоненьких ломтиков и постепенно увеличивать дозу, то вполне возможно приучить себя к нескольким манго в день, даже имея склонность к высокой питте.

Некоторые продукты по-разному влияют на тело в зависимости от климата. Например, йогурт, будучи кислым, увеличивает питту, если принимать его в жаркий сезон, и таким образом оказывает согревающее воздействие, тогда как в холодное время такими своими качествами, как тяжесть и вязкость, он усиливает капху, вызывая застойные явления, свойственные охлаждающему воздействию.

Читайте. Образ жизни: сезонные режимы

Правила приема пищи

«Даже пища, которая есть жизнь живых существ, разрушает жизнь, если принимается ненадлежащим образом, тогда как яд, который по природе своей разрушитель жизни, действует подобно эликсиру, если принимается должным образом».
Чарака

  • К основным правилам здорового питания Чарака относит следующие:
  • Ешьте пищу теплой, это способствует пищеварению.
  • Ешьте маслянистую пищу – она разжигает пищеварительный огонь и питает тело.
  • Ешьте пищу в правильных сочетаниях, в должную меру, после усвоения того, что было съедено прежде, так чтобы каждому питательному веществу открывался свободный проход вперед.
  • Ешьте в спокойном месте со всеми необходимыми принадлежностями (чистая скатерть, цветы на столе и т. д.), в одиночестве либо с близкими людьми, так чтобы ум не был подавлен (помните: еда, туалет, секс и медитация не должны выноситься на люди).
  • Ешьте не слишком быстро и не слишком медленно, так чтобы оценить хорошие и плохие стороны принимаемой пищи и так, чтобы пища шла по пищеварительному тракту в должном ритме.
  • Ешьте без смеха и разговоров, сосредоточенно, размышляя об особенностях своего тела и о том, что хорошо и не хорошо для вас из того, что вы едите.
  • Не ешьте без ощущения голода и не воздерживайтесь от еды, если проголодаетесь. Не ешьте в рассерженном или подавленном состоянии, а также во время любого другого эмоционального возбуждения. Не ешьте сразу после опорожнения кишечника.
  • Старайтесь соблюдать как можно большие промежутки между приемами пищи.
  • За едой старайтесь сидеть лицом на восток.
  • По возможности следите за тем, чтобы во время еды работала правая ноздря.
  • Молитесь и благодарите Создателя за пищу, которую вы преподносите своему внутреннему огню. Признательность ко всему и за все, что есть во вселенной, – это самая здоровая жизненная позиция. Пища – это вселенная, жертвующая себя вам.
  • Никогда не готовьте только для самих себя. Еда – это лучший дар из всех возможных. В Индии некогда существовал обычай пятикратного деления пищей перед едой. Угощение преподносилось домашнему огню, корове, вороне, собаке и первому встречному.
  • Старайтесь накормить все 5 чувств: осмотрите еду и оцените ее вид и запах перед тем, как начать есть; слушайте звуки, которые она издает, особенно во время готовки; ешьте руками, чтобы ощутить ее ткань; разжевывайте каждый кусочек пищи, чтобы полностью извлечь ее вкус. Проникнитесь к ней почтением и любовью, ибо вскоре она станет частью вас самих, и эмоциональный заряд, который вы вкладываете в нее, она понесет дальше в органы вашего тела.
  • После приема пищи сделайте сотню шагов, чтобы помочь пищеварению, но не занимайтесь физическими упражнениями. Спустя час можно заняться любовью, сесть за учебу или поспать. После еды можно отдохнуть, лежа на левом боку, побуждая тем самым к действию правую ноздрю, которая послужит хорошему пищеварению.
  • Не ешьте тяжелые и усиливающие капху продукты (йогурт, кунжут) после захода солнца. Не ешьте на ночь менее чем за 2 часа до сна.
  • Всегда относитесь бережно к пище.

Вкушающий

Принятие пищи – это сакральное действие.

«Брахман (Абсолют) – это пища, и поистине ест лишь тот, кто знает, что ест своего Бога».
Тайттирия-упанишада

Даже те люди, у которых нет ни времени, ни желания поклоняться Богу каким-либо иным способом, могли бы круто переменить свою жизнь, если бы только они нашли время осознать, как, что и зачем они едят, и ответить мирозданию благодарностью за пищу, которой оно их снабжает. Столь простая вещь, как контроль над собственным питанием, дает силы к тому, чтобы контролировать и гораздо более тонкие аспекты поведения, поскольку человек есть то, что он ест, и его сознание во многом определяется пищей.

Для многих людей еда превратилась в пристрастие, в привычку, в предмет обожания – одним словом, во все что угодно, кроме того, чем она должна быть. Голодание, проводимое время от времени, помогает удерживать пищевые страсти под контролем, очищает тело, дает отдых органам пищеварения, возвращает чувство вкуса во рту к нормальному состоянию и оттачивает его, а также заставляет более уважительно относиться к самому акту приема пищи. В Индии традиционным считается голодание 2 раза в месяц, иногда – 1 раз в неделю. Оно состоит в том, что в течение дня человек употребляет в пищу какой-нибудь один продукт или напиток, или проводит день на одной воде, а иногда – не пьет даже воду. Более длительные очистительные голодания наподобие тех, что популярны в некоторых западных кругах, в Аюрведе не приветствуются, хотя и применяются порой в качестве духовной практики на основании того, что разрушают ткани тела и тем самым способствуют расторжению связи между телом и умом. В определенные периоды, как правило в сезон дождей, справедливо считающийся самым нездоровым временем года, многие в Индии на целый месяц сознательно ограничивают себя в пище, в основном из религиозных соображений. Кроме того, Шарнгадхара дает описание 2-х астрологически неблагоприятных недель на стыке осени и зимы, называемых «Клыками смерти», в течение которых остаться здоровым можно только в том случае, если резко сократить потребление пищи.

Привыкание к определенной пище означает, что организм учится справляться с проистекающими из нее отрицательными последствиями и рассчитывает на то, что эта пища отныне будет поступать регулярно. Конечно, отрицательные последствия дают о себе знать, однако в менее острой форме. Не проявляясь сразу, они накапливаются в организме и ждут удобного момента, чтобы выплеснуться наружу. Каждый любитель табака или алкоголя, вероятно, помнит здоровую реакцию своего организма на первую выкуренную сигарету или первое алкогольное опьянение – реакцию, слабеющую со временем, в течение которого организм начинает понимать, что отныне данные вещества превращаются из случайных посетителей в постоянных гостей. Чтобы справиться с подобными интоксикантами, организм перестраивает себя, создает новое метаболическое равновесие, предполагающее регулярное поступление отравляющих веществ. Он отправляет яды в специальное хранилище, где они становятся потенциальным источником хронических заболеваний, и испытывает дискомфорт, когда поступление новых порций яда по каким-то причинам задерживается.

Табак и алкоголь дают 2 наглядных примера пристрастия. Еда тоже является пристрастием, вынужденной зависимостью от веществ окружающего мира. Но чтобы оставаться здоровым, достаточно привыкнуть только к здоровым вещам, прибегая к ядам лишь в исключительных случаях или медицинских целях. Привычка к маслянистой пище, такой как молоко, сливочное и растительное масло, а также ко всем 6 вкусам, делает человека сильным, способным противостоять болезням и обещает долгую жизнь, утверждает Чарака. С другой стороны, привычка к нежирной пище или только к одному вкусу снижает жизнеспособность организма и сопротивляемость болезням, и такой человек скорее всего проживет недолгую жизнь. Новорожденному младенцу в качестве первой пищи, даже прежде материнского молока, дают масло и мед, чтобы таким образом положить начало здоровому состоянию костного мозга, а следовательно – шукры и оджаса.

Все это верно, говорят йоги, но лишь до поры. В конечном счете всякое пристрастие должно быть устранено. По их учению, следует неуклонно снижать объем и вес потребляемой физической пищи, замещая ее дыхательными упражнениями и другими методами извлечения праны из окружающего пространства. Можно научиться впитывать прану глазами и даже непосредственно умом точно так же, как носом и ртом. Прана, усвоенная столь совершенным образом, способна производить очень стойкий оджас, не засоряя при этом тело.

Некоторые современные ученые полагают, что человеческую жизнь можно продлить путем понижения температуры тела, как это практикуют йоги, а также путем сведения количества потребляемой пищи к некоторому абсолютному минимуму. Другие им возражают, говоря, что такая жизнь, даже не будучи вечной, будет казаться вечностью, поскольку человек будет вынужден постоянно отказывать себе и тканям своего тела в удовольствии приятно поесть и усвоить пищу. Оба способа жизни имеют право на существование, и тут все зависит от целей, которые ставит перед собой человек. Стоит, однако, заметить, что если только тело тщательнейшим образом не при­учено благополучно существовать на минимальном количестве пищи, организм не будет по-настоящему здоров, так как его клетки будут оставаться неудовлетворенными.

Те из нас, кто так или иначе привязан к пище, должны сами приучить себя к тому, чтобы эта пища была здоровой. Привыкать лучше всего к таким продуктам, как имбирь, нежирная простокваша или сыворотка, рис, пшеница, ячмень, редис дайкон, виноград, бобы мунг, плоды амалаки, гранаты, чистая свежая вода, лук, чеснок, каменная соль, дичь или мясо животных из засушливых областей, козье мясо и молоко, коровье молоко и топленое масло, мед. Продукты, которые допустимы лишь время от времени и к которым ни в коем случае не следует развивать привычки, включают йогурт, вяленое мясо, рыбу, говядину, баранину, свинину, мясо лягушки, овечье молоко и топленое масло из него, сафлоровое масло, сухофрукты, черная патока, сыр и тяжелые виды бобовых, такие как черные бобы. Обычная соль хотя и считается первой приправой в мире для улучшения вкуса пищи, но чрезмерное увлечение ею настоятельно не рекомендуется, так как вызывает вялость и обессиливание ума и тела, преждевременное облысение или седину, преждевременные морщины на коже и импотенцию.

Чарака включает сахар в число продуктов, привыкание к которым можно себе позволить, однако в наше время сахар, к тому же рафинированный, используется повсюду в таких огромных количествах, что его положительные стороны едва ли уже сколько-нибудь заметны, отодвинутые на дальний план отрицательными. Вышеперечисленные допустимые для привыкания продукты с добавлением к ним некоторых других распространенных продуктов, таких как батат, мясо ягненка, груши, зеленые бобы, вообще говоря, не вызывают негативных реакций со стороны организма, тогда как неумеренное потребление запрещенных продуктов или цитрусовых, яиц, орехов, креветок, помидоров, пшеницы, бананов, цыплят, шоколада, кокосов, кофе, грибов, слив, картофеля, соевых продуктов, шпината и сахара часто оборачивается повышенной чувствительностью к ним
или аллергией.

Привычку к нездоровой пище следует искоренять постепенно, так чтобы пищеварительная система успевала приспособиться к изменившимся условиям. В тексте говорится о снижении количества нежелательной пищи по четвертям:

  • в первый день обычная норма уменьшается на четверть;
  • во второй и третий день съедается только половина привычного количества;
  • в дни с четвертого по шестой – только четверть, так что к седьмому дню человек полностью освобождается от дурного пристрастия.

Современные люди привязаны сильнее и к большему числу веществ, так как нездоровая пища стала доступна в невиданном ранее изобилии, и поэтому телу современного человека часто требуется более чем одна неделя на переходный период. Однако это нисколько не умаляет значения принципа постепенности.

Автор: Роберт Свобода
Источник: книга «Аюрведа: жизнь, здоровье и долголетие»

Это может быть вам интересно
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии