Болезни: 10 причин и 6 стадий

Определение здоровья | 10 факторов здоровья и болезни | 6 стадий процесса заболевания | Агни, ама и процесс заболевания

Что такое здоровье? Что такое болезнь? Являются ли они просто делом случая, в зависимости от того, с какими бактериями доведется столкнуться в повседневной жизни? Как сохранить хорошее здоровье и не болеть?

Именно эти вопросы находятся в центре внимания аюрведической традиции. Ответы на них опираются на глубокое понимание жизни и практический опыт многих поколений. Накопленные знания помогают как предотвращать развитие болезни, так и излечивать ее, если она возникает.

Сначала мы рассмотрим понятие здоровья в Аюрведе. Затем перечислим 10 потенциальных причин болезни и поговорим о том, как им противодействовать. Когда вы узнаете факторы, которые поддерживают здоровье, и те, которые нарушают равновесие в организме и дают начало заболеванию, у вас появится возможность организовать свою жизнь так, чтобы восстановить здоровье и равновесие. В конце мы рассмотрим процесс развития заболевания, от его самых ранних и скрытых стадий до полностью проявленной формы.

Определение здоровья

Согласно Аюрведе, здоровье – это не просто отсутствие болезни, это равновесие тела, ума и сознания.

Здоровье – это уравновешенное состояние 3-х телесных субстанций (доша), 7-ми тканей (дхату), 3-х видов отходов (мала) и метаболического огня (агни), в сочетании с ясностью и равновесием чувств, ума и духа.

Читайте. 3 компонента тела: дхату, малы и доша

Тридоша
Дхату
Мала
Агни
Чувства, ум и дух

Тридоша

Биологические субстанции, или принципы, которые управляют всей активностью в организме: ватой – принципом движения, питтой – энергией пищеварения и обмена веществ, и капхой – принципом смазки и структуры. Равновесие этих 3-х дош поддерживает здоровье, нарушение равновесия ведет к болезни.

Дхату

Дхату – это ткани тела. Они образуют структуру тела и отвечают за деятельность различных органов и систем. Дхату последовательно формируются из питательных веществ в следующем порядке:

  1. Раса (плазма или цитоплазма) содержит питательные вещества, полученные из переваренной пищи, и впоследствии питает все ткани, органы и системы.
  2. Ракта (кровь) заведует окислением во всех тканях и органах и таким образом поддерживает жизнь в теле.
  3. Мамса (мышцы) укрывает жизненно важные органы, осуществляет двигательные функции и поддерживает физическую силу тела.
  4. Меда (жир) обеспечивает смазку тканей и служит изоляционным материалом для сохранения тепла в теле.
  5. Астхи (кости и хрящи) поддерживает структуру тела.
  6. Маджа (костный мозг и нервы) заполняет пространство костей, переносит сенсорные и двигательные импульсы и облегчает коммуникацию между органами и клетками тела.
  7. Шукра и артава (мужская и женская репродуктивные ткани) содержат чистую сущность всех тканей тела и могут создавать новую жизнь.

Каждая дхату зависит от предыдущей. Если питательные вещества, поступающие с пищей, оказываются неадекватными, или если в какой-либо дхату возникают проблемы, все последующие дхату не будут получать должного питания, в результате чего пострадают соответствующие ткани и органы. Поэтому для хорошего здоровья необходимо, чтобы все 7 дхату надлежащим образом формировались и выполняли свои функции.

Мала

3 вида отходов (мала): кал, моча и пот. Тело должно быть способно производить их в надлежащих количествах и своевременно удалять через соответствующие пути.

Агни

Агни – это метаболический огонь, тепловая энергия, которая управляет обменом веществ. Его можно соотнести с ферментами и метаболическими процессами, ответственными за расщепление, переваривание, всасывание и усвоение пищи. Агни обеспечивает питание тканей и дает силу иммунной системе. Он разрушает микроорганизмы, чужеродные бактерии и токсины в желудке и кишечнике. Это важнейший фактор для сохранения хорошего здоровья.

«Человек стар настолько, насколько стар его агни».
Аюрведическая поговорка

«Продолжительность жизни, здоровье, иммунитет, энергия, обмен веществ, физическая сила, энтузиазм и сила духа – все они зависят от агни. Человек живет долго и счастливо, если агни функционирует как следует, заболевает, если его действие расстраивается, и умирает, когда этот огонь угасает. Надлежащее питание тела, дхату, оджаса и т.д. зависит от правильного функционирования агни в процессе пищеварения».
Чарака, один из великих классиков аюрведической медицины

«Пять видов агни, соответствующие эфиру, воздуху, огню, воде и земле, переваривают соответствующие им компоненты пищи. Таким образом сбалансированный агни правильно преобразует правильно выбранную и в должное время потребляемую пищу и тем самым способствует здоровью».
Чарака, один из великих классиков аюрведической медицины

«Тонкая энергия агни преобразует безжизненные молекулы пищи, воды и воздуха в сознание клетки».
Чарака, один из великих классиков аюрведической медицины

Агни поддерживает жизнь и жизнеспособность. Человек, наделенный адекватным агни, живет долго и отличается прекрасным здоровьем. Но когда агни ослабевает из-за нарушения равновесия дош, это пагубно влияет на обмен веществ. Сопротивляемость организма, иммунитет и самочувствие ухудшаются. Когда этот жизненный огонь угасает вовсе, наступает смерть.

Чувства, ум и дух

Наряду с соматическими факторами чувства, ум и дух играют чрезвычайно важную роль в поддержании хорошего здоровья. Когда все они уравновешены, это порождает состояние, именуемое «свастха», что означает «совершенное внутреннее счастье».

Это состояние счастья можно создать и поддерживать путем здорового образа жизни, то есть живя в гармонии с природой и в соответствии с требованиями своей конституции. Правильное питание, правильные упражнения, гармоничные взаимоотношения, положительные эмоции и упорядоченный распорядок дня – все это укрепляет здоровье. С другой стороны, неправильное питание, неадекватные упражнения, проблемы в отношениях с другими людьми, отрицательные или подавляемые эмоции и беспорядочный режим дня могут стать причиной болезни, поскольку при таком образе жизни расстраивается равновесие дош, ослабляются агни и дхату.

10 факторов здоровья и болезни

Болезнь не возникает внезапно. Существует прямая причинно-следственная связь между влияющими на нас факторами и результатами их действия. Причина скрывает в себе следствие, а следствие – это раскрывшаяся причина. Причина подобна семени, в котором скрыто еще не проявившееся дерево. Дерево – это проявленное качество семени. Здоровье – это следствие здорового образа жизни и здоровых привычек, а болезнь – это «дерево», произрастающее из нездоровых привычек.

Чтобы прийти к пониманию болезни и ее причин, необходимо изучить как самого пациента, так и его окружение. Важно знать, где он родился и вырос и когда у него начались неприятности со здоровьем. Также важно знать климат, обычаи, распространенные в этом месте заболевания, диету, привычки, симпатии и антипатии, силу пациента, состояние его ума и т.п.

Из этого перечня видно, какое огромное количество разнообразных факторов постоянно воздействуют на наше здоровье. Давайте рассмотрим 10 из них.

1. Подобное увеличивает подобное
2. Пища и характер питания
3. Времена года
4. Физические упражнения
5. Возраст
6. Умственные и эмоциональные факторы
7. Стресс
8. Чрезмерное, недостаточное и неправильное использование органов чувств
9. Следование собственной мудрости
10. Взаимоотношения

1. Подобное увеличивает подобное

Первый принцип, важный при рассмотрении потенциальных причин болезни, гласит: «Подобное увеличивает подобное». Каждую дошу увеличивают те факторы (пища, погода, время года и т.д.), которые обладают сходными с ней качествами.

  • Сухая пища, сухофрукты, бег, прыжки, постоянная спешка и слишком напряженная работа возбуждают в организме вату.
  • Острая или пряная пища, плоды цитрусовых, ферментированные продукты (продукты, полученные в результате деятельности пищевых ферментов, например квашеная капуста, сыр, тофу, соевый соус, вино, мед) и жаркая влажная погода вызывают избыток питты.
  • Холодная, пасмурная и мокрая погода, молочные продукты, пшеница и мясо, а также бездеятельность увеличивают капху.

Для уравновешивания действия принципа «подобное увеличивает подобное» используется второй принцип: «противоположности уменьшают или уравновешивают друг друга». В этом ключ к исцелению.

Как правило, пракрити человека показывает, к каким заболеваниям он более предрасположен. Например, люди с питта-конституцией обычно страдают болезнями питта-типа. Однако такая связь не является неизбежной. Человек с вата-конституцией, который ест много горячей острой пищи, употребляет алкоголь, лежит на солнцепеке, курит сигареты и подавляет свой гнев, определенно наживет себе болезнь питта-типа. Если же он будет есть конфеты, печенье, мороженое и другие молочные продукты и подвергаться действию холодной погоды, он увеличит вероятность застойных расстройств капха-типа.

2. Пища и характер питания

Употребление той пищи, которая подходит для вашей пракрити, способствует сохранению жизненной силы и равновесия, тогда как неподходящая пища нарушает равновесие дош, что является первым шагом в развитии заболевания.

  • При вата-конституции трудно перевариваются и будут возбуждать вату сухофрукты и многие бобовые. Возбуждают вату и салаты из сырых овощей, поскольку они, как правило, холодные и обладают вяжущим вкусом.
  • Острая пища, цитрусовые и другие кислые фрукты, а также алкоголь увеличивают теплоту и кислотность в организме, что неблагоприятно для человека с питта-конституцией.
  • У капха-индивида молочные продукты, холодные напитки и пища, жаренная во фритюре, определенно способствуют возбуждению капхи.

Поэтому вата-индивид, употребляющий ватагенную пищу, питта-индивид на питтагенной диете и капха-индивид – на капхагенной явно создают дисбаланс в своем организме и условия для ухудшения здоровья.

Неправильные сочетания продуктов, несвежая пища, пища с синтетическими добавками, неправильный режим питания, например привычка наедаться на ночь или есть в спешке, также способствуют нарушению равновесия и ведут к плохому пищеварению и слабому здоровью. Таким образом, неправильное питание – это одна из главных потенциальных причин плохого здоровья, и наоборот, соответствующее индивидуальной конституции питание служит одним из главных способов сохранять уравновешенность дош и взять под контроль свою жизнь.

3. Времена года

В Аюрведе времена года классифицируются согласно преобладающей в них доше. В холодную, ветреную и сухую осеннюю погоду преобладает вата, затем ее сменяют темные, тяжелые, сырые и пасмурные капха-качества зимы. Ранней весной по-прежнему преобладает капха, но по мере приближения лета прибывающие тепло, свет и яркость проявляют качества питты, которые достигают максимума в середине лета.

Каждый из этих сезонов создает определенные проблемы для здоровья. Доша, преобладающая в данное время года, имеет тенденцию накапливаться в организме и возбуждаться, особенно у людей, в конституции которых она преобладает. Поступая разумно, можно избежать ее накопления и возбуждения.

Например:

  • Осень и начало зимы обычно увеличивают вату, поэтому людям с вата-конституцией в это время нужно есть теплую пищу, тепло одеваться, избегать холодных (охлаждающих) блюд и напитков и стараться не выходить из дома в плохую погоду. В противном случае у них могут развиться болезни и недомогания вата-типа вроде запоров, бессонницы или ишиаса.
  • Если питта-индивиды хотят избежать гневливости, сыпи, крапивницы или поноса, им нужно пребывать в прохладе летом, избегать острой пищи, перенапряжения и длительного пребывания на ярком солнце.
  • Капха-индивидам следует быть осторожными в разгар зимы и ранней весной, чтобы избежать простуды, кашля, аллергий и заболеваний носоглотки в эту сырую, холодную и тяжелую погоду.

4. Физические упражнения

Физические упражнения – это еще один фактор, который способен оказывать глубокое влияние на здоровье как в лучшую, так и в худшую сторону. Регулярные упражнения улучшают кровообращение и повышают силу, выносливость и сопротивляемость организма. Они помогают расслабляться и хорошо спать, благотворно действуют на сердце и легкие, необходимы для хорошего пищеварения и удаления отходов, помогают телу избавляться от токсинов посредством потоотделения и глубокого дыхания. Упражнения помогают быстрее сжигать калории и потому хороши для похудения и поддержания постоянного веса. Кроме того, они делают ум бодрым и сообразительным, обостряют восприятие.

С другой стороны, недостаток или переизбыток упражнений или выполнение упражнений, которые не годятся для вашей конституции, может привести к ослаблению здоровья.

Отсутствие упражнений рано или поздно приводит к потере силы и гибкости и сделает человека более восприимчивым ко многим заболеваниям, например диабету, гипертонии, остеопорозу и болезням сердца.

Умеренное пропотевание помогает удалять токсины, уменьшает количество жира и дает хорошее самочувствие. Однако перенапряжение может стать причиной обезвоживания, одышки, болей в груди или мышечных болей и в конечном счете приводит к артриту, радикулиту или нарушению сердечной деятельности.

Упражнения на растяжения и некоторые аэробные упражнения полезны при всех типах конституции, однако количество и интенсивность упражнений должны соответствовать конституции. Капха-индивидам можно тренироваться наиболее напряженно, люди с питта-конституцией способны справиться с умеренным количеством упражнений, а тем, кто относится к вата-типу, требуются щадящие нагрузки. Хотя подвижных вата-индивидов и привлекают активные виды спорта, для них полезнее более спокойные упражнения, например упражнения на растяжение и ходьба. Им не следует упорствовать в беге трусцой, быстрой езде на велосипеде, аэробике и даже быстрой ходьбе, которые хороши для питта- и капха-типов. Капха-индивиды наименее склонны заниматься упражнениями, предпочитая ничего или почти ничего не делать, однако для них упражнения особенно важны, поскольку при их отсутствии они набирают вес, а в эмоциональном плане чувствуют тяжесть и отупение.

Здесь мы снова видим, что знание собственной конституции и некоторой важной информации дает нам возможность выбора – сохранить ли крепкое здоровье или стать жертвой нарушения равновесия и болезни.

5. Возраст

В Аюрведе время жизни человека подразделяется на 3 этапа. Для каждого из этапов характерны определенные заболевания.

  • Детство – это период капхи. Тело ребенка растет, формируется его структура, потому в нем преобладает капха. У детей мягкие и нежные тела (качества капхи), им нужно больше сна, чем взрослым, и они восприимчивы к заболеваниям капха-типа вроде простуды и застойных явлений.
  • В зрелости более отчетливо проявляются свойства питты. Взрослым, больше чем детям, присущи соревновательный дух, агрессивность и честолюбие, они напряженно работают, меньше нуждаются в сне и оказываются жертвами расстройств питта-типа, например гастрита, колита, язвы желудка.
  • Старость – период ваты. Старые люди спят еще меньше, и сон у них прерывистый. У них часто бывают запоры, поскрипывающие суставы, дегенеративные расстройства типа ревматоидного артрита, плохая память – все это характерные проявления избыточной ваты.

Таким образом, возраст является фактором, который следует принимать во внимание при выборе мер, предпринимаемых для сохранения дош в равновесии. Например, людям преклонного возраста следует воздерживаться от занятий энергичными упражнениями, свести к минимуму поездки и другие факторы, увеличивающие вату. Им нужно отдавать предпочтение уравновешивающей вату диете – употреблять больше теплой и влажной пищи, больше масла и меньше салатов и сушеных фруктов.

6. Умственные и эмоциональные факторы

Жизнь – это единство тела, ума и сознания, поэтому и здоровье, и болезнь имеют как физические, так и психические корни. Болезнь может начинаться в умственной и эмоциональной сфере и затем воздействовать на тело – дисбаланс в уме создает дисбаланс в теле. В равной мере физические расстройства и дисбалансы могут порождать психические заболевания. Поэтому в Аюрведе тело и ум не рассматриваются по отдельности.

Каждое восприятие, мысль, чувство или эмоция – будь она положительной или отрицательной – это биохимическое событие, которое влияет на доши и оказывает воздействие на клетки, ткани и органы тела. Страх, гнев, скорбь, ненависть, зависть, чувство собственничества и другие отрицательные эмоции расстраивают равновесие дош. В то же время, когда доши выведены из равновесия, они дают начало этим же эмоциям или усугубляют их.

  • С увеличением ваты связаны тревога, неуверенность, страх, нервозность, беспокойство, смятение, скорбь и печаль.
  • С увеличением питты связаны гнев, зависть, ненависть, честолюбие, соревновательный дух, склонность к осуждению, язвительность, перфекционизм и потребность контролировать ситуацию.
  • С увеличением капхи связаны алчность, привязанность, чувство собственничества, скука, лень и апатия.

Эмоции обладают сродством к определенным органам: скорбь и печаль – к легким, гнев – к печени, ненависть – к желчному пузырю. Почки могут стать средоточием страха, а сердце (как и легкие) – обителью скорби и печали. Нервозность связана с толстой кишкой, привязанность – с селезенкой, а желудок является местопребыванием волнения и соблазна.

Как мы уже говорили, эмоции имеют не только психический, но и соматический аспект. Эмоции – это реакции на различные ситуации. Если мы не понимаем свои эмоции и ясно не осознаем их развитие от возникновения до угасания, они оказывают вредное воздействие на соответствующие органы, вызывая стресс и создавая «дефектное пространство» (кхаваигунья) – место возможного возникновения будущего заболевания.

7. Стресс

Как в современной медицине, так и в Аюрведе стресс рассматривается как фактор, вызывающий заболевания. Упорядоченный распорядок дня, хорошее питание, положительные эмоции и добрые взаимоотношения дают силу и здоровье. Ночные бдения, употребление малопитательной или не подходящей по конституции пищи, частые путешествия, перегрузка ума или чрезмерная стимуляция чувств, подавление отрицательных эмоций, нездоровые напряженные отношения с другими людьми – все это вызывает стресс в уме и теле. Кроме того, содержащиеся в пище, воде и воздухе токсины, чрезмерный шум и множество других факторов окружающей среды также порождают стресс.

Стресс является главным болезнетворным фактором во многих заболеваниях, в частности аллергии, астме, герпесе, нарушениях сердечной деятельности.

Стресс возбуждает доши и в зависимости от конституции человека может создавать дисбаланс ваты, питты или капхи.

  • У людей вата-типа могут развиваться состояния, связанные с ватой, например тревога или страх.
  • У питта-индивидов реакция на стресс может проявляться в форме гнева, или же они могут страдать гипертонией, язвой желудка с повышенной кислотностью, язвенным колитом и другими заболеваниями питта-типа.
  • Капха-индивиды при стрессе склонны без конца что-то есть.

8. Чрезмерное, недостаточное и неправильное использование органов чувств

Органы чувств снабжают нас жизненно важной информацией и дают огромное удовольствие. Чувства вкуса, обоняния, осязания, зрения и слуха питают нас повседневным опытом, и мы можем исцеляться с помощью сенсорной терапии – лечения запахом, цветом, мантрами и другими целительными звуками, массажем, а также вкусовым воздействием трав и пищи.

Но поскольку восприятия, мысли и чувства – это не только психические переживания, по и биохимические события, неправильное использование органов чувств может создавать дисбаланс в организме и вести к болезни.

Перегрузка органов чувств переутомляет нервную систему. Возьмем простой пример – длительное воздействие яркого света травмирует сетчатку и переутомляет зрительный нерв, ведет к возбуждению питты, и потому у человека рано или поздно ухудшается зрение или возникают симптомы воспаления нерва. Продолжительное воздействие громкой музыки или громких звуков травмирует и ослабляет барабанную перепонку и другие части органа слуха. Если это происходит часто, можно даже оглохнуть. Кроме того, громкие звуки возбуждают вату, что приводит к таким расстройствам вата-типа, как артрит и дегенеративные изменения суставов и костей. Долгое загорание переутомляет чувство осязания, возбуждает питту и может вести к раку кожи.

Небрежно относиться к органам чувств – значит неправильно их использовать, например читать текст с очень мелким шрифтом, долго смотреть в телескоп или микроскоп (это переутомляет глаза), читать лежа (это меняет угол зрения и перенапрягает глазные мышцы). Все это в конце концов приводит к расстройствам вата- или питта-типа. Употребление пищи в неподобающих количествах, например избыток горячих, острых, возбуждающих блюд или, наоборот, употребление только пресной, безвкусной пищи,- это небрежное отношение к органу вкуса. Громкие шумы в телефонной трубке и длительные разговоры по телефону возбуждают вату. Восприятие извращенной чувственной информации, например просмотр фильмов со сценами насилия,- это также пример неправильного использования органов чувств.

Использовать органы чувств с недогрузкой – значит не воспринимать с полным вниманием, игнорировать воспринимаемое или не использовать в полной мере возможности нашего изумительного сенсорного аппарата. Это может приводить и к несчастным случаям. В современной медицине известны такие болезненные состояния, как сезонное аффективное расстройство – разновидность депрессии, поражающая людей, которые зимой не получают достаточно солнечного света, «комнатная горячка» – дискомфорт и беспокойство, возникающие при длительном пребывании в помещении. Продолжительное голодание, когда имеет место недогрузка органа вкуса, возбуждает вату.

9. Следование собственной мудрости

Чаще всего мы заболеваем из-за того, что пренебрегаем собственными знаниями или мудростью. Понимание своей пракрити, своей психобиологической конституции – это процесс самопознания, это, в частности, осознавание того, как определенная пища может нарушать равновесие в уме и теле и вести к болезни, в то время как другая пища способна уравновешивать и придавать силу. Мы можем использовать эти знания, чтобы оставаться здоровыми.

И тем не менее мы зачастую следуем минутному побуждению и выбираем пищу, которая создает нам проблемы.

Если домохозяйка, зная, что в ее конституции преобладает питта, готовит на завтрак горячую острую пищу, а затем проводит знойный летний день, работая в саду, то она пренебрегает собственной мудростью и создает себе проблемы.

Все мы являемся частью Космического Сознания, всепроникающего разума, который организует всю природу. Этот разум – внутри нас, поэтому, следуя проверенным временем принципам Аюрведы и прислушиваясь к собственной интуиции относительно того, что для нас больше подходит, мы можем жить в гармонии с природой.

10. Взаимоотношения

Наша жизнь пронизана взаимоотношениями. Мы взаимодействуем с Землей, Луной, Солнцем, с воздухом, которым мы дышим, с водой, которую пьем, и с пищей, которую едим. Мы связаны со своими друзьями, родителями и детьми, с супругами, с коллегами, со своим телом, со своими мыслями и чувствами, с работой и банковским счетом. Взаимоотношения занимают самое главное место в нашей повседневной жизни.

Нередко мы превращаем личные отношения в своего рода игру и оказываем силовое давление для того, чтобы управлять другими людьми. И тогда отношения становятся полем битвы, а не любовными узами. Когда в отношениях проявляются отрицательные эмоции, например злопамятность, гнев, страх, тревога или осуждение, обратите внимание на эти чувства. Не судите других и самого себя. Если ваш супруг говорит что-то, отчего вы чувствуете обиду или гнев, прислушайтесь к себе, чтобы услышать, что говорят вам ваши мысли и чувства. с

Когда в период кризиса в отношениях не хватает ясности, чувства подавляются и общение прекращается, тогда нарастает стресс и это становится одной из причин болезни. Стресс расстраивает нашу внутреннюю биохимию, доши выходят из равновесия, и «семена» болезни падают в благодатную почву.

Наши взаимоотношения – между мужем и женой, братом и сестрой, родителем и ребенком – должны быть абсолютно ясными. Ясность отношений рождает сострадание, а сострадание – это и есть любовь. Можно сказать, что любовь – это ясность, это ключ к успешным взаимоотношениям.

Если вы оглянетесь на 10 факторов, то увидите, что выбор, будут они создавать дисбаланс или нет, в значительной степени находится в ваших руках. Это справедливо даже в отношении таких неуправляемых факторов, как погода и времена года: если на улице холодно, вы можете потеплее одеваться, а если жарко – относиться ко всему спокойно и оставаться в тени.

6 стадий процесса заболевания

Согласно Аюрведе, болезнь – это конечный результат длительного процесса, который можно обнаружить и скорректировать на любой стадии. Этот процесс тщательно изучен и его стадии детально описаны.

Процесс заболевания начинается с нарушения равновесия дош. Временные нарушения равновесия – обычное дело, и они вполне естественны. Проблемы возникают в том случае, если вовремя не исправить возбужденное состояние. При нормальном течении событий доши претерпевают трехстадийный цикл изменений: от накопления к возбуждению и затем к успокоению. Например, питта начинает нарастать и накапливаться в конце весны. Она возбуждается в жаркие летние месяцы и естественным образом успокаивается с наступлением прохладной осенней погоды.

Если увеличенная доша не успокаивается естественным образом в результате смены времен года, то она претерпевает дальнейшие изменения и результатом этого может стать болезнь. Если человек с вата-конституцией поздней осенью испытывает некоторое увеличение ваты из-за сухой, холодной и ветреной погоды, но вскоре после этого равновесие приходит в норму, то заболевание не разовьется. Он может содействовать процессу восстановления равновесия, например, употребляя влажную, согревающую пищу и тепло одеваясь в ветреную погоду.

Если вата остается в возбужденном состоянии, она проникает в систему кровообращения и в глубокие соединительные ткани, где вызовет патологические изменения. Будет развиваться заболевание.

Болезнь подобна ребенку. Она по-своему рождается в теле, в соответствии с процессом, именуемым «сампрапти» (патогенез, «рождение боли»). Рассмотрим вкратце, как это происходит.

1. Накопление (санчая)
2. Возбуждение (пракопа)
3. Распространение (прасара)
4. Отложение (стхана-самсрая)
5. Проявление (вьякта)
6. Изменения в клетках, ведущие к структурным нарушениям (бхеда)

1. Накопление (санчая)

Из-за различных факторов, таких как диета, погода, время года, эмоции и т.д., доши начинают накапливаться в соответствующих им областях тела:

  • Вата – в толстой кишке.
  • Питта – в тонком кишечнике.
  • Капха – в желудке.

Это самая ранняя стадия, на которой можно устранить любое зарождающееся нарушение здоровья. Уже на этой стадии опытный аюрведический врач способен почувствовать дисбаланс в вашем пульсе, и, быть может, вы и сами сумеете его обнаружить.

  • Накопление ваты может проявляться в виде запора, вздутия живота или газов в толстой кишке.
  • Нарастание питты может ощущаться как жар в пупочной области, и его можно заметить по слегка желтоватому оттенку белков глаз или темно-желтому цвету мочи. Это сопровождается сильным голодом и тягой к сладкому.
  • О накоплении капхи свидетельствует чувство тяжести, апатия и потеря аппетита.

На этой стадии человек еще вполне здоров, и при увеличении доши телесный разум создает отвращение к причинному фактору и стремление к противоположным качествам, которые могут восстановить равновесие. Например, если вы 3 дня подряд ели мороженое и в теле увеличилась капха, мысль о том, чтобы съесть еще мороженого, вряд ли будет вас привлекать – скорее, ваше тело будет стремиться к горячей и острой пище, которая будет противодействовать капхе и «сожжет» все. Следует прислушиваться к мудрости тела и не продолжать увеличивать дисбаланс.

2. Возбуждение (пракопа)

Накапливающаяся доша продолжает нарастать в соответствующей области организма и затем накопившаяся доша распространяется из места своего накопления.

  • Вата – наполняет толстую кишку и пытается проникнуть в боковые отделы живота.
  • Питта – тонкий кишечник и поднимается в желудок и желчный пузырь.
  • Капха до краев наполняет желудок и пытается подняться в легкие.

Эту стадию вы можете почувствовать. Например, если вы съели слишком много пищи капха-типа в субботу вечером, то в воскресенье утром можете почувствовать тяжесть в животе и подумать: «Возможно, мне стоит сегодня поголодать или поесть совсем немного». Но вас приглашают на воскресный обед, и вы снова наедаетесь до отвала. На следующий день у вас может начаться кашель или появиться ощущение застоя в легких, поскольку капха начинает подниматься вверх. Избыток питты на второй стадии может вызвать изжогу, повышение кислотности в желудке и даже тошноту. Вышедшая за пределы толстой кишки вата может вызывать боль в боках или пояснице и одышку.

Согласно аюрведической медицине, заболевание можно лечить на любой стадии, но для каждой стадии необходимо свое лечение. На первых 2-х стадиях человек может самостоятельно повернуть процесс вспять, применяя принцип противоположных качеств и используя подходящие домашние средства. Но когда болезненный процесс выходит за пределы желудочно-кишечного тракта и вступает в 3-тью стадию, его уже сложнее скорректировать и необходима квалифицированная медицинская помощь.

3. Распространение (прасара)

Доша начинает распространяться из места своего накопления, поступая в кровоток и общую систему циркуляции тела. Теперь процесс заболевания уже достиг такого этапа, когда одного лишь устранения причинного фактора будет недостаточно. Необходима очистительная программа – «панчакарма» или аналогичные очистительные мероприятия, для того чтобы вернуть доши в соответствующие им области желудочно-кишечного тракта и затем вывести их избыток из организма.

4. Отложение (стхана-самсрая)

Возбужденная доша проникает в органы, ткани или системы, которые оказались ослабленными из-за прошлой травмы, генетической предрасположенности, эмоциональных стрессов, подавленных эмоций или других факторов. Например, курение сигарет создает слабость в легких, употребление чрезмерного количества сахара создает слабость в тканях поджелудочной железы и в клетках крови, и так далее. Эти слабые области можно сравнить с выбоинами на ровной дороге.

Поступающая в ослабленный орган (ткань, систему) избыточная доша вызывает замешательство клеточного разума в нем, что приводит к отклонению от нормы в его функционировании. Качества избыточной доши, соединяясь с качествами органа, создают измененное его состояние. Таким образом «семена» болезни дают первые всходы.

Вплоть до этого момента заболевание еще не проявилось внешне, но его может обнаружить опытный врач или распознать сам больной по нарушениям равновесия дош наподобие тех, о которых упоминалось выше. Внимательный человек способен чувствовать едва заметные изменения в соответствующих частях своего тела. Если это состояние не прервать на данном этапе, то оно разовьется в проявленное заболевание.

5. Проявление (вьякта)

На этой стадии симптомы действительной болезни выходят на поверхность, и человеку становится ясно, что он заболел. «Семена» болезни прорастают и проявляются в пораженном месте, будь то легкие, почки, печень, суставы, сердце, мозг или какой-то другой орган.

6. Изменения в клетках, ведущие к структурным нарушениям (бхеда)

Теперь патологический процесс окончательно развился, и болезнь проявляется в полной мере. В пораженном месте возникают структурные изменения и становятся явными нарушения в других органах, тканях и системах, связанных с ним. На этой стадии болезнь полностью развилась, и потому лечить ее наиболее трудно.

Например, когда возбужденная питта проникает в стенку желудка на V стадии, это может проявляться в виде язвенной болезни, а на VI – в виде прободения язвы и кровотечения, и возможно, даже в виде опухоли. Функция нарушается уже на V стадии, а на VI болезнь поражает структуру ткани, равно как и окружающие ткани и системы.

Очевидно, что лечение, то есть восстановление равновесия и нормализацию функций, гораздо легче и эффективнее проводить на ранних стадиях. Именно поэтому в Аюрведе делается акцент на профилактике.

Связанный пост. Болезни и доши: 6 стадий, лечение и 3 пути распространения

И здоровье, и болезнь – это динамические процессы. Разница между ними в том, что в первом случае функционирование дош протекает нормально, а во втором – ненормально. Мудрый человек понимает, что нормальное течение процесса можно восстановить, изменив характер питания и образ жизни и избегая факторов, вызывающих заболевание.

Ключом к проблеме является осознавание. Чем вы внимательнее, чем яснее осознаете то, как ваши ум, тело и эмоции реагируют на меняющиеся обстоятельства, чем лучше вы осознаете проявления своей конституции, свои ежесекундные решения и их последствия, тем меньше шансов, что вы заболеете.

Агни, ама и процесс заболевания

Биологический огонь тела, который управляет превращением материи в энергию, подразделяют на 13 основных типов. Центральный огонь, именуемый «джатхарагни», управляет пищеварением и усвоением пищи. Другие виды агни осуществляют местные процессы переваривания и питания (в клетках, тканях и органах). Когда агни устойчивый и здоровый, организм переваривает, всасывает и усваивает все, что съедается, и затем удаляет отходы. Но когда доши возбуждены из-за плохого питания, нездорового образа жизни или отрицательных эмоций, они воздействуют на агни, который становится неуравновешенным. Когда агни расстраивается или ослабевает, пища не переваривается должным образом.

Неусвоенные частички пищи накапливаются в желудочно-кишечном тракте и других областях тела и превращаются в ядовитую, липкую и отвратительно пахнущую субстанцию, называемую «ама». Ама образуется также из не удаленных отходов клеточного метаболизма и в результате бактериальной инфекции. На III стадии (стадии распространения) процесса заболевания ама переносится из места своего образования в другие каналы тела, такие как кровеносные сосуды, капилляры и лимфатические протоки. Происходит засорение каналов и клеточных мембран.

Когда молекулы амы засоряют каналы, прерывается течение клеточного разума (праны) между клетками, и некоторые клетки оказываются изолированными. Изолированная клетка – это одинокая клетка, а одинокая клетка пребывает в смятении. В ней начинают происходить патологические изменения. Поэтому необходимо не давать аме накапливаться и удалять ее из организма с помощью панчакармы или других средств.

Автор: Васант Лад
Источник: книга «Домашние средства Аюрведы»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии