7 дхату: как ахамкара облекает себя в тело

Переваренная пища питает тело и ум и дает силу и поддержку ахамкаре и ее возлюбленной личности. В Аюрведе все телесные ткани делятся на 7 классов, называемых дхату. Дхату — это все, что обеспечивает прочность. Каждая дхату удовлетворяет одно из требований ахамкары, которые необходимы для ее существования в человеческом теле, и «укрепляет» или «подтверждает» ее самоотождествление с телом. То, насколько хорошо ваша личность приспособлена к вашему телу, определяет силу сопротивления чужакам, которые ставят под сомнение ваше право на собственный организм.

7 дхату таковы:

  1. Раса — буквально «живица», или «сок»,- тканевые жидкости, включая хилус, лимфу и плазму крови. Ее вспомогательными тканями являются грудное молоко и менструальная кровь, а отходами — слизь. Ее функция — принана (питание).
  2. Кровь — красные кровяные клетки. Ее вспомогательные ткани — кровяные сосуды и сухожилия, а ее отходы — желчь. Ее функция — дживана (жизнеспособность).
  3. Плоть — скелетные мышцы. Ее вспомогательными тканями являются связки и кожа, а отходами — все то, что скапливается в отверстиях тела: ушная сера, сопли, пупочная корпия, смегма и т.п. Ее функция — лепана («оштукатуривание» скелета).
  4. Жир — жир в конечностях и торсе. Его вспомогательные ткани — сальники, а отходы — пот. Его функция — снехана (смазка).
  5. Кость — все кости. Вспомогательными тканями являются зубы, а отходами — волосы на теле, борода и ногти. Кость обеспечивает телу дхарану (поддержку).
  6. Костный мозг — все, что находится внутри кости: красный и желтый костный мозг, а также головной и спинной мозг, которые целиком заключены в кости. Вспомогательные ткани — волосяной покров головы, а отходами являются слезные выделения. Костный мозг осуществляет пурану («наполнение» костей).
  7. Шукра — мужская и женская половые жидкости. Ее задачи — гарбхотпатти (воспроизводство) и выработка оджаса, флюида, образующего ауру и контролирующего иммунитет. Эта дхату не имеет никаких вспомогательных тканей и не дает отходов.

Эта схема не является детальным описанием человеческой физиологии. Риши не интересовались мелкими деталями; они смотрели глубже, пытаясь раскрыть ключевые принципы. Эта схема — объяснение того, как ахамкара облекает себя в тело.

Пока дхату здоровы и хорошо сформированы, а отходы минимальны и быстро выводятся, ахамкара испытывает максимальное удовлетворение от своего воплощения, а индивидуум — глубокое соматическое чувство благополучия. Когда же питание дхату недостаточно, ахамкара чувствует это, и ее неудовлетворенность передается сознанию индивидуума. Пищеварение и усвоение играют важную роль в благополучии человека на всех уровнях.

Согласно Аюрведе утверждается, что каждая следующая дхату формируется из непосредственно ей предшествующей, исключая вспомогательные ткани, которые только питаются, но сами ничего не питают. Грудное молоко и эндометрий, например, предназначены для питания ребенка и не играют никакой роли в питании самой матери. Отходы, вырабатываемые на каждой стадии пищеварения в дхату, используются при диагностике, поскольку излишки отходов указывают на плохое пищеварение на уровне этой дхату.

Большинство из нас готовы согласиться, что проглоченная пища сначала образует хилус, из которого затем получаются красные кровяные клетки, в свою очередь питающие плоть. На этом, однако, возможности нашего здравого смысла по части понимания дальнейшего исчерпываются. Как плоть может питать жир, кость или костный мозг? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно дать новое определение слову «питать». Эти дхату «питают» друг друга, создавая такие метаболические условия, которые приводят к выработке следующей дхату, и каждая удовлетворяет определенную потребность ахамкары, тем самым давая возможность обратиться к следующей потребности.

Например, если кость метаболически нездорова, ухудшается химическая проводимость среды тела, что затрудняет правильное формирование костного мозга, и в результате снижается его способность образовывать здоровую шукру. В текстах приводится 3 способа питания дхату:

  • Одна дхату может полностью превратиться в другую. Например, раса обеспечивает прямое питание для производства крови. Большая часть циркулирующей расы превращается в кровь. Аналогией является образование йогурта из молока.
  • Дхату может протекать через тело, постепенно питая следующую дхату посредством более сложной серии реакций. Например, когда кровь питает плоть, она протекает через множество различных частей тела, питая ее на всем протяжении этого пути. Традиционной аналогией является течение воды по оросительному каналу.
  • Дхату может просто «посеять» следующую дхату, послав гормональные или ферментные сигналы для ее зарождения. Так, плоть питает жир, а жир питает кость. В Аюрведе это сравнивается со случайным засевом поля голубем, роняющим семена из клюва.

7 дхату

Раса-дхату
Кровь
Плоть
Жир
Кость
Костный мозг
Шукра и оджас

Раса-дхату

Ахамкара и дхату взаимозависимы. Без одобрения ахамкары ни одна молекула не может быть допущена в братство вашего тела; в свою очередь, уверенность ахамкары, определяющая ее способность поддерживать иммунную защиту тела, зависит от хорошо питаемых дхату. Последовательность 7-ми дхату представляет 7 стадий питания ахамкары. Эта интеграция внешнего, чуждого материала в ваше внутреннее существо — очень тонкая операция, которая начинается с поступления пищи в рот. Вкусы готовят мозг к тому виду пищи, который вы проглатываете в данный момент; а мозг в соответствии с этими сигналами управляет процессом пищеварения. По мере продолжения пищеварения материал, подвергшийся предварительной переработке, абсорбируется организмом и начинает циркулировать в нем. Это раса-дхату.

Слово «раса» имеет в санскрите по меньшей мере 2 десятка важных значений и может обозначать такие разные вещи, как вода, семя, растительный сок и металлическая ртуть. Раса-дхату в основном означает хилус, плазму крови и лимфу, но относится также ко «вкусу» и «эмоции». Тот факт, что «раса» означает «вкус», указывает на то, что хорошая раса-дхату может получиться лишь тогда, когда проглатываемая пища обладает теми вкусами, которых требует организм. Эти вкусы обеспечивают правильную работу дош.

Вата, питта и капха, в свою очередь, обеспечивают переваривание и усвоение пищи. Вата управляет движением питательных веществ к клеткам и выводом из них отходов. Недостаток питательных веществ или избыток отходов мешают питанию дхату. Капха обеспечивает структуры, в которых протекают эти движения; расстроенные структуры означают расстроенную передачу. Питта ответственна за превращение питательных веществ в части тела и определяет, сколько питательных веществ будет использовано и сколько получится отходов.

Особой функцией раса-дхату является «принана»; это слово переводится как «питание», но происходит от корня, обозначающего романтическую любовь. Все организмы живут от одного приема пищи до другого, все время требуя новой пищи. Когда организм голоден, голодна и каждая его клетка. Как растение, увядающее от недостатка внимания и воды, оживает буквально на глазах, будучи заботливо полито, так и все наши клетки физически и эмоционально оживляются, когда получают «растительный сок» раса-дхату. Самой по себе расы недостаточно для питания всего организма, но она обещает, что придет что-то лучшее.

Романтическое чувство — это кратковременный эмоциональный подъем, во время которого человек мысленно переносится в будущее, более богатое возможностями, нежели настоящее. Выпив стакан сока после голодания, мы получаем большое удовлетворение, а выпив стакан воды после нескольких часов жажды, испытываем облегчение. Но в действительности эти реакции являют собой лишь предвкушение питания, которое получат ваши ткани после того, как пища или вода переварятся. «Принана» — это удовольствие, которое вы испытываете, когда питание еще только поступает в ваш организм.

Она называется «романтической любовью» потому, что это подлинный танец 2-х отдельных существований — вашего и пищи,- которые пытаются сблизиться настолько, чтобы можно было слиться в одно целое. Чувство опасности, экзальтация, волнение перед лицом неизвестности и все остальные эмоции, включая страсть, все, что вы испытываете влюбляясь, вы, в более простой форме, чувствуете и тогда, когда ваше тело заполняется свежей расой из хорошо переваренной пищи.

Если ваша пища не переваривается должным образом или если она хорошо переваривается, но неправильно усваивается, то ахамкара будет ощущать в точности то же самое, что ощущает девушка, чей возлюбленный не пришел на свидание: она будет чувствовать себя обманутой, использованной, оскорбленной и разочарованной. Процесс пищеварения, следующий за пережевыванием и проглатыванием пищи, заставляет ахамкару ожидать вечера, полного удовольствий (хорошего усвоения здоровой расы). Но если ахамкаре придется прождать целые часы в растущем отчаянии, глядя, как вянет не пригодившийся букетик, это станет для нее ударом по уверенности в себе (ослабление способности ахамкары поддерживать целостность личности). Если подобные ситуации повторяются слишком часто, это может ухудшить ее мнение о самой себе (ослабление иммунитета).

В текстах перечислено множество симптомов, возникающих при нарушениях расы. Важнейшие из них — «отсутствие веры» и «отсутствие вкуса». «Отсутствие веры» возникает из недостатка уверенности в себе. Оно может проявляться как отсутствие веры в себя или в других или того и другого вместе — в зависимости от того, на кого ваша ахамкара возлагает ответственность за свое плохое питание: на свои собственные недостатки или же на злонамеренное вмешательство внешней силы. Отсутствие веры может перерасти в подозрительность, а подозрительность может создать барьеры против того аспекта внешнего или внутреннего мира, который ахамкара обвиняет в предательстве.

«Отсутствие вкуса» имеет двоякое значение. Физиологически оно указывает на отсутствие аппетита, которое возникает, когда вместо раса-дхату вырабатывается ама. В этом случае организм полагает, что прежде всего должен переварить аму, убрать все то, что препятствует процессу питания дхату, и лишь затем продолжать прием питательных веществ.

Психологически «отсутствие вкуса» означает отсутствие интереса к жизни, отсутствие заинтересованности в происходящем. Будучи неспособным ощутить волнение от чего бы то ни было, подверженный этому недугу человек пребывает в постоянном страхе. Это форма любовного томления: влюбленная (ахамкара), у которой отнят объект любви (раса-дхату), бродит как в тумане, не в состоянии получать удовлетворение от обычных занятий. Страх — это капха, отходы, вырабатываемые на стадии превращения пищи в расу. Неудачное превращение создает избыток капхи, которая приводит к выработке амы и вызывает апатию.

Если поклонник ахамкары (пища) разоблачается как преступник (ама), как существо, в действительности желающее ей зла, его следует вышвырнуть из дома и прекратить отношения с ним. Ахамкара должна исцелить свое разбитое сердце, отвернуться от своей прежней жизни (не потреблять больше определенной пищи и подвергнуться терапевтическим процедурам) и терпеливо ждать нового поклонника. Никакая личность не может быть умственно и эмоционально здоровой, пока ее физическое тело заполнено непереваренной амой.

Кровь

Когда организм в состоянии получать достаточно расы, ваша ахамкара встречается со своим питанием и раса получает возможность превращаться в кровь. Кровь порождает «жизнеспособность», волну оживляющей энергии, которая заставляет нас ощущать полноту вибраций жизни. Ощущение опасности частично исчезает, когда ахамкара знакомится со своим поклонником и находит его восхитительным и волнующим. Он «вошел в ее кровь». Она очарована им; она начинает думать, что он, возможно, подходит ей в качестве супруга. Ожидание и надежда оживляют ее.

Когда раса переваривается плохо, крови вырабатывается недостаточно, но в избытке создается питта, представляющая собой отходы на этой стадии. Питта — это горячее, интенсивное воздействие, точно такое же, как кровь, но она не может выполнять стимулирующую функцию крови. Питта может лишь разогреть организм, результатом чего будет усиление гнева (на объект любви за то, что он не желает подчиниться власти ахамкары) и ревности (как бы другая ахамкара не попыталась отобрать непостоянный объект любви). «Влюбленные с горячей кровью» имеют обильную расу для романтики или страсти, но в крови у них слишком много питты; их неистовство — результат выхода этой тепловой энергии после того, как она опалила человека.

Плоть

Здоровая и правильно образующаяся кровь питает плоть, которая выполняет роль «штукатурки», покрывая скелет и внутренние органы для защиты от внешних воздействий. Отходы на этой стадии образуются в отверстиях тела и закупоривают их. Плоть, кроме того, создает предварительный барьер между «я» вашего организма и «не-я» внешнего мира. Ваши мышечные волокна подобны кирпичам и строительным блокам крепости, защищающей ваше тело против атак извне; они дают чувство безопасности.

На уровне плоти, в продолжение нашей аналогии со свиданием, наша пара — ахамкара и ее пища — решили обручиться. Отныне он будет защищать ее, как свою собственность, во всех испытаниях; у нее теперь есть заступник, «телохранитель», который будет укрывать ее от внешнего мира. Ахамкара, которой не хватает здоровой плоти, чувствует себя обнаженной и беззащитной, раскрытой перед миром, доступной всем внешним воздействиям, несмотря на всю романтику и жизнеспособность. Культуристы, отворачивающиеся от всех человеческих стремлений ради роста своих мускулов,- это зачастую неуверенные в себе люди, использующие эти мускулы для того, чтобы отгородиться от необходимости близкого взаимодействия с кем бы то ни было во внешнем мире.

Жир

Хорошо питаемая плоть питает жир, функцией которого является «снеха», что в буквальном переводе означает «маслянистость». Снеха — это тоже любовь, хотя и не такая, как принана. Это скрепленные какими-либо узами надежные любовные отношения, как у матери с ребенком или у мужа с женой. Как любящие партнеры льнут друг к другу и тепло обнимаются, так и жир «обнимает» наши тела и дает нам теплую, утоляющую наши чувства любовь. Ахамкара и пища заключили наконец союз; теперь, к добру это или нет, они обвенчаны друг с другом. Жир, а также до некоторой степени и плоть, дают нам то великое удовлетворение, какое крепко спящий получает от толстого теплого одеяла в холодную ночь.

Жир и его отходы — пот — помогают поддерживать внутреннюю температуру тела. Жир изолирует нас, позволяя сохранять тепло внутри; пот рассеивает тепло. Человек, у которого недостаточно жира, постоянно испытывает физический и эмоциональный холод из-за отсутствия тепловой изоляции, которую обеспечивает жир. Этот холод вынуждает человека искать дополнительную физическую и психологическую подпитку, будучи порой не слишком разборчивым в средствах, чтобы напитать жир и получить от него теплую, насыщенную любовь. Вспомните тощего Кассия с его «холодным блеском в глазах», не стеснявшегося в средствах для достижения своих целей. Кассий, подобно всякому, кто наслаждается вожделением, жизнеспособностью и физической безопасностью, старательно избегая искренних эмоциональных привязанностей, искал удовольствия, а не любви. Возможно, одной из причин современной моды на внешность, позволяющую предположить, что ее обладатель страдает анорексией, является стремление к независимости и свободе от корней, которое разрывает всяческие узы и отношения, обязывающие к чему- либо, а в психосоматическом аспекте выражается в почти патологическом отвращении к жиру.

Некоторые люди, отчаявшиеся найти скрепленную узами любовь с другим человеком, напротив, обращаются за утешением к пище, обеспечивающей жир и позволяющей накапливать его в избыточных количествах. Таким сердечным людям просто не хватает любящего спутника жизни или прочной семьи, которые могли бы стать объектом привязанности. Удовлетворение, которое испытывает страдающий ожирением человек от своей тучности, реально и ощутимо для ахамкары, и вероятность успешного, долговременного снижения веса будет небольшой, пока ахамкара не поменяет свои ориентиры и не захочет отказаться от «подушки безопасности», за которую она цепляется. Эта привязанность должна быть направлена на другие объекты — вовне (на служение обществу) или внутрь (на духовное развитие). Ожирение — не просто психологическая проблема и не просто проблема питания. Это проблема психологического питания.

Кость

Здоровый жир способствует росту здоровой кости, задача которой заключается в «поддержке». Кость дает нам возможность двигаться в этом мире. Не будь у нас скелета, мы все лежали бы, как медузы, в грязи на полу. Кости и суставы тесно связаны со способностью ума к самовыражению, поскольку такая способность проистекает из возможности двигаться. Кость — это и «поддержка», и «опора». Она позволяет нам проецировать свою индивидуальность во внешний мир, точно так же как ее «отходы» — волосы на теле, борода и ногти — переносят себя изнутри вовне в процессе роста. Когда не хватает опоры, то удовольствие, достаток жизненной силы, безопасность и преданность приносят лишь ограниченное удовлетворение.

Перечисленные выше 4 дхату связаны исключительно с нашим внутренним здоровьем и совершенно не соотносятся с наиболее жизненно важными органами нашего тела. С кости начинается смещение акцента. Теперь пища, чтобы способствовать поддержанию внешнего здоровья, поступает глубоко внутрь организма, в его центр. Способность ахамкары поддерживать свою внутреннюю целостность уже защищена; теперь необходимо укрепить ее способность поддерживать свою внешнюю целостность, свою способность являть миру свой ясный, единый лик. Слабая кость ослабляет поддержку ахамкарой ее внешней проекции. Задумайтесь над эпитетом «бесхребетный», и у вас появится представление о влиянии нездоровой кости на человека. Здоровая кость позволяет ахамкаре укрепить свою личность и установить твердые черты индивидуальности.

Костный мозг

Кость производит костный мозг. Костный мозг — это все, что находится внутри кости, включая жирный желтый костный мозг, кроветворный красный костный мозг, а также головной и спинной мозг, которые полностью заключены внутри кости. Обратите внимание на то, что хотя физически костный мозг вырабатывает кровь, она в Аюрведе отождествляется с печенью, которая, согласно данным современной медицины, управляет кроветворением в организме и даже, возможно, является тем самым местом, где оно происходит. Аюрведу интересуют коренные причины.

Функция костного мозга — «наполнение». Кость родственна толстой кишке: обе пустотелы, а потому склонны к накоплению ваты. Но если кость хорошо «наполнена» костным мозгом, в ней остается мало пустого пространства, в котором могла бы накапливаться вата. На ментальном плане здоровый костный мозг препятствует опустошению ума. Пища уже обеспечила ахамкаре твердую опору; это сделал бы любой хороший супруг. Теперь пища погружается еще глубже в организм и проникает в костные бастионы, созданные для нее ахамкарой. В виде костного мозга она действует как энергосберегающий носитель, нечто вроде батареи конденсаторов: резервуар пассивной легкодоступной силы.

Одной лишь возможности проецировать в мир вашу личность недостаточно для здоровья, даже если вы чувствуете себя в безопасности, довольным, полным жизненных сил, любимым и уверенным. Если в вашей личности нет чего-либо ценного, что можно выразить, то вы пусты, ваша «голова набита соломой», слова ваши «полны шума и ярости, но ничего не значат». Сегодня это самая распространенная болезнь, и она отражает бедственное положение с питанием во всем мире. Чтобы поставить диагноз, достаточно лишь посмотреть пациенту в глаза: именно они представляют собой главный «проектор», которым личность выражает себя в окружающую среду.

Здоровый костный мозг придает глазам ясное, сильное, ровное сияние, подобное свету лампы в комнате без сквозняков; тусклые, безжизненные глаза свидетельствуют о слабости костного мозга. При некоторых заболеваниях, которые могут привести к летальному исходу, например, таких, как прогрессирующий туберкулез легких, глаза перед смертью начинают лихорадочно сиять. Это, конечно, говорит не о здоровье, а о том, что организм прекратил распределять свои тающие силы и использует их на то, чтобы в оставшееся у него время проецировать вовне свою индивидуальность. Тело сжигает собственные ткани, чтобы обеспечить проецирование своей ахамкары через глаза, через свои окна в мир.

Из-за сушашего, огрубляющего и дестабилизирующего влияния ваты костный мозг часто получает недостаточное питание, даже если все тело здорово. Поскольку кость является одним из основных прибежищ ваты, а костный мозг происходит от кости, увеличение ваты в кости подрывает питание костного мозга. Ослабленный таким образом костный мозг может оказывать затем через посредство кости неблагоприятное воздействие на весь организм. Некоторые люди, у которых костный мозг «голоден», могут с большой легкостью проецировать свои личности в мир и влиять на других. Они могут убеждать и принуждать, но их проекция не содержит никакой сущности. Все это лишь «горячий воздух», продукт ваты. Такое нарушение ваты в конечном итоге воздействует на кость, которая весьма склонна к расстройствам ваты. Когда раздувшийся шар разбухшей, разросшейся личности наконец лопается, весь воздух со свистом выходит из него, и человек, образно говоря, «рушится», превращается в бесформенную груду обломков, лишенную и кости, и костного мозга.

Шукра и оджас

Правильно питаемый костный мозг используется для питания шукры — совокупности всех секреторных выделений, задействованных в воспроизводстве. Пища теперь преобразуется в субстанцию, которая может соединиться с ахамкарой. Функция шукры — созидание и творчество. Шукра может использоваться для рождения потомства или же для создания художественных или интеллектуальных творений. Ее задача — действовать в качестве матрицы, через которую на нашем плане существования могут проявляться новые творения. Это глина, из которой творчество лепит конкретные формы.

Слабая шукра означает слабый творческий потенциал. Люди со слабой шукрой могут иметь все: они могут быть довольны, полны жизненных сил, любимы, пребывать в безопасности, могут убедительно и ясно проецировать себя в окружающую среду, могут многое предложить. Но без сильной шукры они не способны осуществить свои планы или оказать сколько-нибудь продолжительное воздействие на ход событий. Таким продолжительным воздействием может стать рождение ребенка, но к этой же категории относятся, например, создание новой корпорации, музыкального произведения или поправки к закону. Шукра дает индивидууму возможность оставить след на грифельной доске мира.

Когда соединение ахамкары с шукрой носит экзальтированный, экспансивный характер, выделяющаяся при этом энергия становится неконтролируемой. В дальнейшем она перетекает из одного тела в другое во время полового акта или же в какой-либо проект либо мероприятие через посредство голоса или рук. Когда же ахамкара соединяется с шукрой спокойно и сосредоточенно, создается новая субстанция — оджас. При правильном обращении с оджасом он остается в теле и упрочивает связь между физическим, умственным и духовным.

Все виды физического и умственного несварения наносят ущерб оджасу и способствуют образованию амы. С несварением проще всего справиться, пока оно ограничено желудочно-кишечным трактом. Как только оно распространяется на дхату и подрывает способность ахамкары питать самое себя, задача значительно усложняется. Если ама препятствует питанию дхату в вашем желудочно-кишечном тракте, жизнь теряет для вас свою прелесть, поскольку раса начинает недополучать питание и загрязняется капхой. Затем загрязненная питтой кровь истощает вашу жизнеспособность, скудно питаемая плоть подрывает вашу безопасность, и так постепенно ослабляются все дхату, пока голод не приведет к дисфункции оджаса — фундамента вашего иммунитета. Ум загрязняет тело, понуждая его к нездоровой деятельности, а тело загрязняет ум, вырабатывая аму и лишая организм оджаса.

Автор: Роберт Свобода
Источник: книга «Пракрити. Ваша аюрведическая конституция»

Это может быть вам интересно
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments