Ардха-матсьендрасана - неполная царственная поза рыбы: техника выполнения и действие

Полная матсьендрасана очень сложна, поэтому в «Йога-терапии» Шри Свами Шивананда предлагает половинный (ардха) вариант. Считается, что матсьендрасана названа по имени йогина Матсьендры — одного из древних учителей линии создателя «Хатха-Йога-Прадипики» Сватмарамы. Однако более вероятно, что Матсьендру прозвали «Царем рыб» из-за его особой любви к Матсьендрасане, а название позы указывает скорее на технику ее исполнения. Ведь полная матсьендрасана — царственная поза рыбы (рис. 1) — это «сложенная пополам» наискосок матсьясана — простая поза рыбы. Правда, легенды, связанные с фигурой самого Матсьендры, выдвигают, разумеется, гораздо более романтичную версию.

Техника выполнения

Сесть на пол с прямыми ногами и, согнув левую ногу, подложить ее ступню под таз подошвой вверх. Сесть на ступню так, чтобы пятка оказалась под левой седалищной костью, носок — под правой. Согнуть правую ногу, подняв колено вверх, завести ее ступню за колено левой ноги и поставить подошвой на пол. Не поворачивая и не перекашивая таз, повернуть плечевой пояс. При этом надо следить за сохранением его горизонтального положения. Завести левое плечо за бедро правой ноги, взяться левой рукой за большой палец правой ноги, поставить правую руку на пол на прямой, продолжающей линии голени левой ноги, и, пользуясь руками как рычагами, еще больше повернуть плечи, скручивая позвоночник. Вытянуть прямой позвоночник вверх, расправить грудную клетку, повернуть голову до предела вправо, завести правую руку за спину и захватить ею бедро левой ноги у тазобедренного сустава, выполнить легкую мула-бандху и дышать свободно, на несколько секунд задерживая дыхание после вдоха и выполняя во время этой паузы одну серию толчков ашвини-мудры: 4 для мужчин и 5 — для женщин (рис. 2).

Вайю-набхи-мудра и вытягивание позвоночника вверх — обязательны. Одно из главнейших условий — при скручивании позвоночника таз должен быть вертикален, для чего необходимо откорректировать его положение еще на подготовительной стадии, седалищные кости и плечевые суставы должны располагаться в строго горизонтальных и параллельных друг
другу плоскостях, перекосы недопустимы.

Тот, кто не может придать своему телу положение, представленное на рис. 2, может воспользоваться{упрощенными вариантами: без заведения руки за спину, рука при этом в течение всей фазы фиксации продолжает выполнять роль рычага, фиксирующего положение плечевого пояса; с ногой, ступня которой лежит рядом с тазом, как в гомукхасане (рис. 3); с прямой ногой (рис. 4).

Начальная длительность фазы фиксации не должна превышать 15 секунд, после чего необходимо расслабиться, выполнить несколько дыханий, дождавшись прохождения пранической волны, и затем повторить асану, зеркально изменив положение ног и рук, а также направление скручивания.Выполняется матсьендрасана 1 раз в день в теплое время года и 2 — в холодное. Постепенно — по самочувствию — длительность фазы фиксации можно немного увеличить, однако чрезмерное усердие в освоении этой асаны, как, впрочем, и любой другой, может окончиться результатом весьма и весьма плачевным, особенно в тех случаях, когда речь идет о терапевтической практике. Тому, в силу неизбежности вынужден начинать освоение ардха-матсьендрасаны с упрощенных вариантов, постепенно следует научиться выполнять ее основную модификацию.

Действие

Ардха-матсьендрасана стимулирует мускулатуру обеих боковых поверхностей туловища и позвоночник, придавая телу гибкость и способствуя замедлению процессов старения. Кроме того, она особым образом влияет на прохождение вертикального потока по центральному каналу тонкого тела, за счет чего осуществляется стимуляция всех грантхи. Устраняются ревматические симптомы в суставах конечностей, несварение и склонность к запорам, а также излечиваются болезни печени и селезенки.

  • Внимание:

Длительное удержание фазы фиксации в ардха-матсьендрасане (более 2-3 минут) оказывает очень сильное воздействие на махат-грантхи и ахам-грантхи, что может иметь неожиданные последствия. Рекомендуется соблюдать осторожность.

Автор: Свами Шивананда Сарасвати
Источник: книга «Йога-терапия»

Это может быть вам интересно
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments